12. Роль Григория I Великого в истории христианской Церкви.

Папа Григорий I Великий известен в православной Церкви под именем «Двоеслова». На первый взгляд он не совершил ничего выдающегося. Как римский первосвященник он уступал могуществом, влиянием и, наверное, талантом жившему спустя четыреста лет Григорию VII. Он не прославил себя суровым аскетизмом, как основатель монашества Антоний; не достиг таких глубин в богословии, как Григорий Назианзин; не обладал ученостью Иеронима, и проповеди его, с точки зрения красноречия, уступали проповедям Иоанна Златоуста. Тем не менее, он по праву признан одним из величайших отцов Церкви, потому что стал для многих поколений образцом в деле пастырского служения.

Родился Григорий в 540 г. в знатной римской семье; родители отличались примерным наследственным благочестием, и семейные обычаи и религиозные настроения сильно повлияли на юношу, который уже в молодые годы мечтал постричься в монахи. Однако родители готовили его для светской службы и постарались дать сыну хорошее образование. Его современник, церковный историк Григорий Турский, писал о нем, что был он в науках грамматических, диалектических риторических так сведущ, что в городе считался выше всех по знанию. Это лестное свидетельство следует, однако, принимать с оговорками, да и сам Григорий отрицательно относился к светской науке и литературе, увлекаясь изучением отцов Церкви, особенно Августина, Иеронима и Амвросия. Дело в том, что в VI в. Италия была уже наполовину варварской страной, общий уровень культуры сильно упал, и получить хорошее образование было просто негде: светская школа в то время прекратила свое существование практически повсеместно. Только в италийских городах сохраняются школы грамматики римского типа, да при королевских дворах делались попытки (по большей части безуспешные) создать школы для высшей знати. Как правило, ученикам сообщались лишь элементарные сведения о греческой философии и литературе, но сам греческий язык не изучался. Григорий также не знал греческого языка и пользовался всегда переводной литературой, это, впрочем, не мешало ему при желании добыть необходимые знания (кстати, не владел греческим языком и Августин Блаженный). Быстрое падение образованности расшатывало и нормы латинского языка, разговорная речь все больше отличалась от литературной. Латинские писатели VI в. стремились лишь к тому, чтобы их язык и стиль как можно меньше походили на обыденные. Такой маньеризм был не нов в латинской литературе, но прежде он был одним из направлений в ней, а теперь становился единственной формой заботы о художественности. Светскую школу постепенно вытесняет школа епископская и монастырская: клирикам и монахам грамотность была необходима для богослужения и проповеди; поэтому епископы начинают лично обучать молодых клириков, а в монастырях ведется систематическое обучение молодых монахов и послушников.

 



 
PR-CY.ru