Лишь в конце VI в. при папе Григории I Великом (Двоеслове) перевод Иеронима получил те же права, что и более старый перевод (так называемая «Итала»), в VIII–IX вв. победоносно ее вытеснил, а с XIII в. получил обозначение «Вульгата», став на многие века единственно принятым библейским текстом для католической Европы.

Догматические сочинения Иеронима имеют преимущественно полемическое содержание: в них он обличает монтанистов, эбионитов, пелагиан; в полемике он более силен, чем в изложении положительного учения Церкви. Нравственное христианское учение, излагаемое главным образом в многочисленных посланиях и письмах, имеет целью разъяснить частные вопросы: о воспитании детей, о терпении в несчастьях, о непрестанном самосовершенствовании и т.п. В полемике много остроумия и блеска, живость интонаций, тонкость психологической нюансировки и правдивость отображения противоречивого облика эпохи и человека. В этом отношении они могут быть поставлены рядом с письмами Цицерона. Средневековье, преклоняясь перед авторитетом Иеронима как «отца Церкви», не оценило этой стороны его писательского самопроявления, но гуманисты Возрождения проявили к ней особый интерес.

Едва ли не все признаки носителя средневековой культуры, кроме средневековой ограниченности, имел в себе другой мыслитель этого времени – Аврелий Августин (354–430 гг.), который вошел в историю под именем Августина Блаженного. Он оказал влияние на все дальнейшее развитие христианского просвещения. Сила его воздействия обнаруживается и в средневековом католичестве, и в протестантизме, а также в свободных направлениях (еретических и вневероисповедных) религиозной мысли в давнем прошлом и в Новое время. В нем органично сочетались теоретическое и практическое начала, мысль и воля, познание и осуществление. Крупный теоретик, Августин, однако, не был замкнутым в себе созерцателем. Искание правды (veritas) служило нахождению счастья (vita beata – блаженство). Глубина, с которой захвачен дух автора вечными, великими загадками бытия, драматическая сила борьбы с внутренними сомнениями и внешними соблазнами, трогательная проникновенность лиризма, и рядом пламенность любви и ненависти, живое чувство природы и тонкое знание человеческого сердца, разносторонность потребностей, художественность концепций и яркость изобразительного языка, – все это привлекает к образу Августина идеалистов всех веков как к драгоценному истолкователю высших истин, учителю и пророку.

Августин родился в африканском городе Тагасте (Алжир), но в основе его личности лежал не бурный «африканский» темперамент, а даровитая и подвижная натура, чувственная не только к интересам ума, но и приверженная к наслаждениям чувства. Учился он вначале в родном городе, потом в Карфагене, где приобрел большие знания в классической литературе, отчасти в праве и философии. «Столичные» нравы многолюдного города отвлекали его иногда от серьезной работы, но зрелища и кутежи, которым он предавался с веселыми сверстниками, гнетут его в воспоминаниях, хотя, возможно, его представления о собственной порочности были сильно преувеличены с позиций нового мировоззрения. Очень скоро он связал свою судьбу с одной женщиной (имя ее неизвестно) и прожил с ней полтора десятка лет, хотя так и не связал себя брачными узами.

 



 
PR-CY.ru