В сочинениях Тертуллиана любопытны указания на обычаи первых христиан, в которых ясно видны черты языческие и еврейские. В частности, он смотрит на крещение как своего рода магическое действие и воде приписывает особую роль как при сотворении мира, так и в особенности при крещении. В сочинениях о зрелищах и об идолопоклонстве Тертуллиан старается определить отношение христианина к язычникам. Идолопоклонство – величайший грех. Христианам запрещается заниматься искусствами и ремеслами, служащими для украшения идолов, запрещается занятие астрологией, так как она демонического происхождения. Христиане не должны воспитывать детей в языческих школах, не должны принимать участия в языческих праздниках, занимать должности в языческом государстве и т.д. В одном из своих трактатов он доказывает, что преследование христиан со стороны государства не оправдывается законами самого государства, причем ссылается на известное письмо императора Траяна к Плинию, запрещающее розыск христиан: возводимые на христиан обвинения в тайных преступлениях ни на чем не основаны, а язычники, преследующие христиан за непочитание богов, в своих богов сами больше не верят. Истинная сущность языческой религии, считал Тертуллиан, – демонизм, т.е. прямая противоположность веры в божественное начало. Мнение, распространенное среди язычников, что все несчастья в истории объясняются ролью христиан, утверждает он, – ложно. Он пишет, что христианство не имеет политического характера и потому не может рассматриваться как антиправительственная секта. Прямое доказательство истинности христианства заключается, по его мнению, в нравственном возрождении людей, принявших христианство. Оценка христианской морали чередуется в его сочинениях с суровыми приговорами языческой философии, созданной демонами и не давшей никакого познания. А если в языческой философии и встречаются проблески истины, то они заимствованы из Священного Писания. Эти суждения не отличаются от тех, что высказывали Татиан и другие апологеты.

Полемическим устремлениям Тертуллиана противостояли попытки синтеза, условия для которого полностью созрели только в эпоху Константина I, ознаменованную союзом между прежними противниками – имперской идеологией и христианской верой. История искусства отмечает для времен Константина классическую волну, из которой возник парадный и монументальный облик первых римских базилик – христианских храмов, перенявших архитектурную схему античного общественного здания. Точный литературный аналог этого классицизма – творчество Лактанция (III–IV вв. Из всех авторов своей эпохи, как христианских, так и языческих, именно ему удалось ближе всего подойти к цицероновской норме латинской прозы: его слог отмечен чистотой языка, благородной простотой выражения мысли, стройностью композиции. Не случайно одни гуманисты эпохи Возрождения прозвали его «христианским Цицероном», другие – Григорием Богословом Западной Церкви. Анализируя в трактате «О творчестве Божием» строение человеческого тела как вместилища души, Лактанций обнаруживает близкое знакомство с тогдашним естествознанием, так что его сочинение является настоящей энциклопедией антропологии того времени.

 



 
PR-CY.ru