Когда возникло христианское монашество? Бытует мнение, что возникло оно в IV в. как реакция на огосударствление Церкви, на попытку использовать ее для достижения земных целей. Эпоха в истории аскетических учений и аскетической практики, ознаменовавшаяся формированием в Египте института монашества, действительно началась после принятия Миланского эдикта Константина I Великого (313 г.), когда с прекращением гонений на христиан началось сближение Церкви с государством и широкими общественными слоями. Именно тогда возникла тенденция к уходу из мира и добровольному мученичеству. В немалой степени этому способствовал тот факт, что на христианство, ставшее государственной религией, возникала и возникает мода. Так, еще в IV в. модой стало, в частности, украшать свои фартуки изображением Спасителя и Богородицы, демонстрировать свою осведомленность в догматических вопросах, не вникая глубоко в их суть, и т.д. Поэтому наиболее ревностные последователи христианского учения воспринимали это с огорчением, а огорчение – не христианское чувство, которое не приводит к спасению, а уводит от него.

В христианстве сразу же сформировались основные разновидности монашеской жизни: пустынножительства и общежительного монашества, а также «скитского жития». При этом история пустынножительства прослеживается еще с середины III в., но к началу IV в. под влиянием «отца монахов» Павла Фивейского стали появляться целые колонии пустынников, получивших название «лавры». Тогда же пустынножительство приобрело традиции и уставы. Так называемое «скитское житие» (по названию Скитской пустыни), восходящее к Макарию Египетскому (IV в.), представляло собой сочетание пустынножительства с общим собранием для совершения литургии. Скитяне имели большую общность жизни, чем у пустынножителей, но без подробного устава. Отличительной особенностью их аскетического учения и практики является акцент на непрестанной умно-сердечной молитве, что получило в дальнейшем широкое распространение в монашеских кругах в Византии и Восточной Европе. После эмиграции в Палестину аввы Силуана и его учеников в соответствии со скитским уставом были организованы монастыри в окрестности Газы, на рубеже IV–V вв. Другим преемником египетского монашества в Палестине стало с VII в.) Синайское монашество (от названия горы Синай), памятником которого является получившая широкое распространение (в том числе и в среде западного монашества) «Лествица» Иоанна Лествичника.

В христианстве идеи воздержания и отречения от мира развивались, с одной стороны, под влиянием еврейских аскетических сект, с другой – как противопоставление греко-римскому миру, воспринимаемому как царство греха и дьявола, подчеркивая разницу жизни «по плоти» и «по духу», указывая, что «плотские помышления суть вражда против Бога» и «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:6, 7-8) и (Рим. 8:13). Наряду с этим было сформулировано мнение, что в Евангелиях даны два образа жизни и святости: один – обязательный для всех, другой – добровольный, предлагаемый стремящимся к высшей святости. На эту идею оказывали влияние учения александрийских неоплатоников об очищении духа воздержанием от телесных наслаждений и в особенности – учения гностиков.

 



 
PR-CY.ru