Роман перенес в поэзию достояние ритмической прозы: аллитерации, ассонансы и рифмы. Ему принадлежат первые в истории византийской поэзии (да и вообще в истории европейской поэтической традиции) стихи, в которых рифма может стать почти обязательным фактором художественной структуры. Не исключено, что ему же принадлежит создание так называемых хайретизмов, т.е. парных строк «Акафиста Богородице». С обновлением форм Роман соединяет душевную теплоту, цельность эмоции, наивность и искренность нравственных оценок. Более того, чисто религиозная по своей тематике поэзия Романа гораздо больше говорит о реальной жизни того времени, чем слишком академическая светская лирика эпохи Юстиниана.

Рядовому читателю труды Прокопия (или другого автора – Агафия Схоластика) с их интеллектуальной и языковой утонченностью были непонятны. Для него создается специфически средневековая форма монашеской хроники, самый яркий образец которой – «Хронография» Иоанна Малалы, излагающая в 18-ти книгах историю всех народов от древнейших времен до 563 г. (может быть, ныне утерянное заключение доходило до 572 г. – времени смерти автора). Малала путается в греческих и тем более римских древностях; для него ничего не стоит назвать Цицерона и Саллюстия «искуснейшими римскими поэтами», сделать Геродота продолжателем Полибия и щедро наделить мифического Циклопа вместо одного – тремя глазами. Но бойкое, красочное, живое изложение гарантировало его хронике успех – в особенности у потомков, когда Византия уже достаточно далеко отошла от своих античных истоков. В его пересказе мировая история превращается в сказку, примитивную, порой абсурдную, но не лишенную занимательности. Как у всякого сказочника, фантазия Малалы оперирует по преимуществу образами царей и цариц, закономерно не находя себе материала в мире греко-римской древности. Так, из всей истории республиканского Рима его привлекает только нашествие галлов.

Чем «Хроника» Малалы была для историографии, т.е. описания мира во времени, тем «Христианская топография» явилась для географии, т.е. описания мира в пространстве. Автор (книга дошла под не вполне достоверным именемКосьмы Индикоплова) – не ученый, а бывалый человек, купец и путешественник, своими глазами видевший дальние страны (Эфиопию, Аравию и т.д.) и на старости лет в душеспасительных целях пишущий об увиденном. В частности, он описывает Землю как плоскость, закрытую небесным сводом, над которым обретается верхний ярус мироздания – рай; тем самым автор отрицал завоевания античной науки. Написана книга почти простонародным языком, но его занимательные рассказы, наивно-мудрые рассуждения и сказочная картина мира имели для средневекового читателя исключительное обаяние. Поэтому она была переведена на различные языки христианского мира; пользовалась популярностью и в Древней Руси.

 



 
PR-CY.ru