7. Ересь пелагианства.

В этот период возникает одна из важнейших христианских ересей на почве споров о благодати Божьей, о человеческих силах и заслугах, о первородном грехе и смерти, о свободе и предопределении, получившая название пелагианство от имени основателя – Пелагия. Собственно имя его было Морган, он был кельтского происхождения, то ли из Бретани, то ли из Шотландии; Пелагий он в греческой переделке. Достоверные известия о нем начинаются лишь с прибытием его в Италию. Здесь он обратил на себя внимание добрыми нравами, вел жизнь монашескую и заслужил дружбу с Павлином, епископом Ноланским. В Риме он был поражен нравственной распущенностью как мирян, так и клириков, оправдывавшихся немощью человеческой природы перед неодолимой силой греха. Против этого Пелагий выступил с утверждением, что неодолимого греха не бывает: если он есть дело необходимости, то это не грех, если же дело воли, то его можно избегнуть. Главные свои воззрения он изложил в толкованиях на апостола Павла, а также в своем послании к Димитриаде. Человек, учил Пелагий, по природе добр, но действием свободной воли он может уклоняться от добра. Такие уклонения, накапливаясь, могут стать греховным навыком и получить силу как бы второй природы, не доходя, однако, до непреодолимости, т.к. свобода воли не может быть потеряна разумным существом. Человек всегда мог успешно бороться с грехом и достигать праведности. Особенно же это возможно, легко и обязательно после того, как Христос своим учением и примером ясно показал путь к высшему благу. Бог не требует невозможного, следовательно, если человек должен, то он и может исполнять заповеди Божьи, запрещающие злое и повелевающие доброе и советующие совершенное. Евангелие только советует безбрачие, но предписывает кротость и смирение, запрещает гнев и тщеславие. Пелагий настаивает на том, что исполнение евангельских советов имеет достоинство лишь у тех, кто прежде повинуется запрещениям и предписаниям.

Не отрицая пользы монашеского аскетизма как духовного упражнения, Пелагий ставит его на второй план. Человек спасается не внешними подвигами, не с помощью особых средств церковного благочестия и не правоверным исповеданием учения Христова, а лишь его действительным исполнением через постоянную внутреннюю работу над своим нравственным самосовершенствованием. Человек сам спасается, как сам и грешит. Пелагий признает первородный грех лишь в смысле первого дурного примера, данного Адамом, но отрицает реальную силу греха, переходящего на потомков Адама. Отделяя грех от природы, видя в нем только сознательный акт единичной воли, Пелагий не может признавать его причиной смерти. С другой стороны, отрицание реальности греха ведет к отрицанию благодати как особой реальной силы добра, действующей в человеке, но не от человека. Пелагий допускает благодать лишь в смысле вообще всего доброго, что Бог дает человеку в природе и в истории, начиная от самого существования и кончая фактом Откровения высшей истины через Христа.

Скромный и миролюбивый, Пелагий старался высказывать свои мысли в общепринятых выражениях, избегая прямого столкновения с церковным сознанием. Но главный последователь его идей, смелый и честолюбивый патриций Целестий, довел дело до разрыва с Церковью. В 411 г. они вдвоем прибыли в Африку и отправились на поклон к Августину Блаженному.

 



 
PR-CY.ru