В 375 г. вестготы, спасавшиеся от гуннов, были приняты на римскую территорию, между прочим, под условием принятия арианского вероучения. Подобные политические сделки имели место и в других случаях. Если, кроме того, принять во внимание, что политическое и культурное влияние готов распространялось на огромное пространство, и что благодаря переводу Ульфилы Священное Писание могло излагаться в доступной для германцев форме, то широкое распространение христианства среди восточных и некоторых западных германцев в IV в., и именно по арианскому вероучению, делается совершенно понятным. После Собора 381 г. торжество никейского учения было восстановлено, и арианская ересь стала быстро исчезать из пределов империи, но среди германцев она продолжала развиваться как наследие влияния Востока.

Подобно всем германским племенам готской группы, вандалы тоже рано приняли арианство. В точности не известно время и обстановка их обращения, но можно предположить, что оно происходило в одно время и при тех же условиях, что и у других готских племен, а именно около середины IV в. Вероятно, уже во время Константина Великого, когда вандалы жили в Паннонии, им успешно проповедовалось христианство, но массовый переход язычников в новую веру произошел лишь при ревностном арианине Валенте. Уже в Галлии и Испании вандалы преследовали православных, а в Африке король Гензерих превратил эти преследования в систему. Главную роль здесь играло недоверие к побежденным, которое увеличивалось вследствие смертельной ненависти православных провинциалов к еретикам, а также их стремления освободиться от варваров при помощи византийского оружия. Кроме того, преследования православных в Африке были ответом на гонения против ариан в Византии. Преследования прекратились при слабом Хильдерике, искавшим союза с Византией, но при Гелимере возобновились, т.к. своим воцарением этот король был обязан арианской партии. Причина легких и быстрых побед Велизария, полководца Юстиниана I Великого, объясняется массовым переходом православного населения на сторону византийцев. Остатки вандалов бесследно исчезли в Африке (возможно, ассимилировались с местным населением).

Остготский король Теодорих, несмотря на свою искреннюю привязанность к вероучению Ульфилы, отличался большой веротерпимостью. Уважение к православной Церкви заставило его воздерживаться от вмешательства в ее дела и в догматические споры. Тем не менее, религиозные страсти внушали итальянцам глубокую ненависть к готам, еще усилившуюся, когда после смерти Теодориха (526 г.) арианско-готская партия во главе с Теодатом свергла Амаласунту. Походы Велизария и Нарсеса, имевшие много сходства с религиозными войнами, положили конец остготской монархии, но еще долго после завоевания Италии Юстинианом I Великим имя гота было предметом проклятия для православного итальянца.

Прибывшие в Италию на смену остготов лангобарды, принадлежавшие к западногерманской группе, также были арианами. Не имея влиятельного духовенства, они не вовлекались в религиозные споры. Папа Григорий I Великий много содействовал обращению их в православие через королеву Теодолинду, дочь баварского кроля Гарибальда, вышедшую сначала замуж за лангобардского короля Автари, а потом за Агилульфа. Она побудила его крестить сына по православному обряду. С тех пор арианство, оставшись без поддержки, стало быстро исчезать среди лангобардов, тем более что некоторые из прибывших с ними союзников и раньше уже были православными. Кроме того, до конца VII в. короли выбирались из семьи Теодолинды. В 70-х гг. VII в. лангобарды были окончательно обращены в православие.

 



 
PR-CY.ru