Грациан был ревностным христианином. Заботясь о морали духовенства (даже Дамасий I был уличен в прелюбодеянии), он в 370 г. издал указ, запрещавший церковникам заходить в дома вдов и одиноких девушек, а также принимать в подарок или в наследство имущество своей паствы. Христианские убеждения разделял и Феодосий I, по инициативе которого в 381 г. был созван в Константинополе (Царьграде) Собор, получивший название Второго Вселенского. На него собрались 150 православных епископов, которые вновь осудили арианство и его ответвления, подтвердили Никейский символ веры и добавили еще четыре пункта: о Церкви, о таинствах, о воскресении из мертвых и о загробной жизни. Таким образом, сформировался Никео-Царьградский Символ веры, служащий руководством для Церкви до сих пор. Кроме того, на этом Соборе константинопольскому архиепископу, как патриарху столицы империи, отдавалось предпочтение вслед за римским папой, т.е. по статусу он стал выше патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Решения этого Собора приняли форму императорского указа, нарушение которого влекло за собой тяжелые наказания. Иначе говоря, Феодосий I создал обязательную, всеимперскую государственную религию с единой Церковью. Все это, естественно, было одобрено папой Дамасием I, который для разрешения богословских споров постоянно обращался к Феодосию I.

Сразу же после Собора, с 382 г., Феодосий стал преследовать язычников, издал приказ всюду запрещать языческий культ, преимущественно жертвоприношения, а в 391 г. им было приказано закрыть языческие храмы по всей империи. В результате были разрушены многие святилища и произведения античного искусства, в частности, храм Аполлона в Дельфах и храм бога Сераписа в Александрии с его богатой, веками собираемой библиотекой. Однако эти меры касались только Востока; в Риме язычество продолжало существовать по-прежнему. Жреческие коллегии, хотя и лишенные своих прежних доходов, пополнялись из рядов римской аристократии, а при императоре Евгении, который был расположен к язычникам, их культ на короткое время даже поднял голову. Но после победы Феодосия над Евгением и для Запада настали те же времена, как и для Востока. При Феодосии I или при его сыне Гонории жречества понтификов, весталок и пр. прекратили свое существование. Тогда же (в 400 г.) был сожжены Сивиллины книги, которые в продолжение более десяти веков были книгой судеб римского государства. Это было равносильно уничтожению язычества в городе Риме и в городах Запада вообще. Отныне оно держалось только в деревнях, чем и объясняется слово «pagani» от «pagus» – «деревня». На Востоке сила язычества еще не была сломлена в Александрии, и только вторжение ислама положило конец заодно и ему, и христианству. После преследований Феодосия центром язычества в римской империи стали Афины; здесь в течение более столетия языческая философия продолжала читаться с кафедр. Этому положил предел лишь император Юстиниан, в 529 г. закрывший афинскую высшую школу. По странному совпадению к тому же 529 г. относится и уничтожение последнего языческого культа на Западе: культа Аполлона на Кассинской горе св. Бенедиктом, основавшим там свой знаменитый монастырь. Таким образом, этот год может считаться предельным в истории падения язычества и античной культуры.

 



 
PR-CY.ru