Только после грехопадения Бог заменил эфирную телесность человека более грубою. Древо жизни и древо познания не существовали реально, а вкушение от древа жизни означает повиновение верховному закону блага и блаженство как следствие этого. Вкушение от древа познания добра и зла свидетельствует о том, что человек избрал для себя зло, введенный в заблуждение свойственной ему видимостью добра.

Учение о лице Иисуса Христа совпадает у Григория Нисского с учением Григория Богослова. В лице Богочеловека он видит соединение двух совершенных природ – Божественной и человеческой. Но терминология учения Григория Нисского о лице Иисуса Христа является далеко не законченной и не безупречной с точки зрения позднейшего православия. Для обозначения единения двух совершенных природ в лице Иисуса Христа он употребляет термины «соединение», «слияние», «соприкосновение», «смешение»; из них термином «соприкосновение» пользовались впоследствии несториане, а терминами «соединение», «слияние» и «смешение» – Евтихий и монофизиты. Григорий Нисский защищал сотериологическую теорию Оригена, согласно которой Сын Божий воплотился для того, чтобы обольстить дьявола, скрыв свое божество под видом смиренного человека, а страдал и умер для того, чтобы по договору с Сатаной заплатить ему своей душой за освобождение всего рода человеческого.

В эсхатологии Григорий Нисский также повторяет учение Оригена о всеобщем восстановлении и уничтожении зла. Это учение Григория Нисского вытекает из его неоплатонического понятия о зле. Бытие в собственном смысле принадлежит только Богу. Все существующее может иметь источник своего бытия только в Боге. Следовательно, оно не есть реальность. Оно – отсутствие добра, как тьма есть отсутствие света. Как явление отрицательное оно не может существовать вечно. Смерть есть величайшее благо. Тело человека должно умереть и разложиться для того, чтобы от него отделилось все, привнесенное в него грехом: тленность и закон греха. Нравственное развитие продолжается и за гробом. Души младенцев начинают свое нравственное развитие уже за гробом и переходят постепенно от безразличного состояния к блаженству. В последний день человек воскреснет в том же теле, которое он имел во время земной жизни. Это возможно потому, что, во-первых, по разложении тела непространственная душа остается связанной со всеми частицами материи, входящей в состав его тела; во-вторых, душе как формирующей силе принадлежит способность сообщать телу, оживляемому ею, определенный облик, остающийся неизменным при всех изменениях тела. В последний день душа соберет все частицы принадлежавшего ей тела и сообщит им свойственную ей форму (оригенизм). На всеобщем суде вся тварь почувствует все безумство греха и пожелает врачевания. Согласно этому желанию любовь Божья пошлет ей спасительные страдания в очистительном огне. По истечении весьма долгого времени этими страданиями будут очищены все грешники и сам инициатор греха – дьявол. Вместе с этим исчезнет бесследно зло, и будет Бог все во всех.



 
PR-CY.ru