К каппадокийским отцам Церкви христианская историография причисляет и младшего брата Василия Великого – Григория Нисского. В 371 г. Василий посвятил его в епископы небольшого каппадокийского города Ниссы (откуда и прозвище). В 376 г. ариане низложили его, но после смерти Валента в 378 г. он вернулся к пастве. В 379 г. во время пребывания в Малой Армении он был против его воли избран митрополитом Севастийским и пробыл в этом «вавилонском пленении» несколько месяцев. Присутствовал на Втором Вселенском соборе и в указе Феодосия Великого после Собора оказался одним из тех, единомыслие с которыми служило мерилом православия.

Самостоятельность Григория Нисского выразилась в слиянии, во-первых, общепринятых верований; во-вторых, из оригенизма; в-третьих, из мистической философии Филона Александрийского и неоплатоников. Он сумел быть философом и почитателем Оригена, оставаясь на почве церковного учения своего времени. Не будучи администратором и выдающимся церковным деятелем, Григорий Нисский известен своей литературной и учено-богословской деятельностью. Средством богопознания, согласно его учению, служит, во-первых, рассудочное заключение от свойств мира к свойствам его первопричины; во-вторых, созерцание собственной богоподобной души, после предварительного очищения ее от пороков; в-третьих, экстаз как отрешение не только от чувств, но и от разума, во время которого душа непосредственно ощущает непознаваемость и необъятность Бога. Сущность Божья непознаваема, поэтому всякое понятие о ней, составленное человеком, есть «кумир». Но на основании проявлений Бога в мире мы познаем его как самосущее Бытие, верховное Благо, первообраз Красоты. Как Благо и Красота Бог есть предмет томительного стремления к нему всего живущего, всегда манящий к себе и всегда ускользающий от объятий любящей души (весь этот ряд мыслей носит следы влияния философии Филона и неоплатоников).

Григорий Нисский разработал учение об ангелах, в основе которого лежит строгое понятие об их духовности как неприложимости к ним никаких пространственных и материальных определений; об их размножении, непонятном для человека, происходящем чистым и святым способом; объяснение различий в мире ангелов из степени их свободно-нравственных усилий приблизиться к Богу, в чем не без основания исследователи также усматривают влияние учения Оригена. Тем самым Григорий Нисский вывел понятие «духовность» за пределы его рационального познания: если можно определить критерии интеллектуальности, то критерии духовности непонятны для человека.

Для объяснения происхождения телесного из бестелесного Григорий Нисский отрицает материальность вещества: если мы отнимем у предмета все его качества, в остатке получится ноль. Качества же суть наши понятия, следовательно, бытие духовное. Бог творит качества как духовные начала, а их совокупность и есть материальный мир. Учение Библии о рае и первобытном состоянии человека он считал слишком детским и не соответствующим величию Бога и потому объяснял его аллегорически. Рай, по его толкованию, находился не на земле, а на небе. Человек мог обитать в нем потому, что был чужд грубой плоти.

 



 
PR-CY.ru