Кроме того, Григорий Богослов разошелся с восточными собратьями по вопросу о Святом Духе. Младоникейская партия вышла из лона омиусианской партии, а омиусиане не все вошли в состав младоникейской лиги. В группе, согласившейся принять термин «единосущный» в отношении к Сыну, далеко не все были склонны так же думать о Духе. Часть омиусиан вместе со всеми их противниками удержала Оригеново воззрение, что Дух есть подчиненное Сыну творение. Эта грань, отделявшая близких друг другу людей, сначала была мало заметна, но в конце 60-х гг. IV в. она обозначилась яснее. Под влиянием неоплатонического учения о душе каппадокийцы продвинулись вперед в своих воззрениях на Святого Духа. Поэтому Григорий Богослов оказался далек от настроения большинства восточных членов Собора и должен был покинуть его и столичную кафедру. Его окрестили «вводителем новшеств». Для нас эта размолвка зафиксирована в нынешнем Символе веры: Дух здесь не назван Богом. Собор 381 г., составлявший этот Символ, не мог занять догматической позиции, которая скоро в Церкви сделалась господствующей. Григорий Богослов удалился в Назианз и умер около родного городка в 389 или в 390 г.

В учении о Троице Григорий Богослов, как и Василий Великий, примыкал к новоникейской партии, которая развивалась из так называемого полуарианства, принявшего термин «единосущный» и истолковавшего его в смысле «подобносущный». Но по сравнению с учением Василия Великого его учение и терминология более последовательны. Сущность его учения выражается формулой: Бог един по существу и троичен по ипостасям. Единство лиц Троицы выражается терминами: «одно Божество», «одна сущность», «одна природа»; троичность лиц – «три ипостаси», «три особы»; особенности каждого лица – «нерожденность», «рожденность», «ниспослание». В то время как Василий Великий избегал называть Святой Дух Богом, Григорий Богослов формулирует оригинальное учение о продолжающемся Откровении в Церкви: «Ветхий Завет завещал об Отце ясно, а о Сыне не так ясно. Новый Завет открыл Сына, на божество же Духа только указал. Теперь (со времени Пятидесятницы) Святой Дух живет с нами, сообщая нам яснейшее предание о себе». Если Василий Великий удовлетворялся формулой Антиохийского собора 362 г., требующей от присоединившихся к православию ариан лишь обещания не называть Святого Духа тварью, то Григорий Богослов доказывал всю непоследовательность этой формулы, т.к. между Богом и тварью не может быть ничего среднего.

Наряду с учением о Троице важное значение имела христология Григория Богослова. Согласно этому его учению, человеческая природа Христа состоит не только из тела и неразумной души, как утверждал Аполлинарий (епископ приморской Лаодикии в Сирии, по прозвищу Младший, в отличие от святого Аполлинария Равеннского, ученика апостола Петра), но также из ума, или духа. В пользу этой мысли он приводил основания философские и сотериологические: а) только ум отличает человеческую душу от души животных. Если Логос воспринял лишь душу, то не может быть и речи о вочеловечении. Только через посредство бесплотного ума Логос мог соединиться с телом и душой человека; б) искупление состоит в обожествлении человеческой природы вследствие ее соединения с Божественной в лице Иисуса Христа. Если ум, инициатор греха, не воспринят Сыном Божьим, то самое главное в человеке остается неискупленным. Несмотря на соединение в лице Иисуса Христа Божества и полной человеческой природы, личность Богочеловека остается единой и нераздельной.

 



 
PR-CY.ru