2. Арианство и учение апостола Павла.

Арианство, осужденное на Первом Вселенском соборе связано с именем Ария, который открывает собой череду великих христианских ересиархов IV–VIII вв. Он был одним из вечно проклинаемых врагов Вселенской Церкви, которым она обязана многолетними расколами, нескончаемыми смутами и одновременно – взлетом богословской мысли, святоотеческой литературой. Арий был одним из тех побежденных, но не признавших своего поражения врагов православия, в борьбе с которыми только и могла сформироваться христианская догматика.

О жизни Ария (как и многих других еретиков) известно сравнительно мало. По происхождению он был ливийцем, учился в Антиохии у Лукиана Самосатского, позже перебрался в Александрию, где после 310 г. стал пресвитером. Год рождения его не известен, но к тому моменту, когда о нем узнали за пределами Александрии, он был уже далеко не молод. В 312 г. он являлся одним из кандидатов в александрийские епископы, но был избран не он, а его будущий оппонент Александр. Впоследствии ни тот, ни другой не вспоминали о былом соперничестве, но чувство взаимного нерасположения осталось в них навсегда, так что им нетрудно было при случае стать врагами.

Заблуждения Ария обнаружились в 317 г., когда епископ Александр по обыкновению собрал около себя пресвитеров для совета, предлагая им для разъяснения догматические вопросы. Когда речь зашла о единстве Божественной Троицы, Александр употребил выражение: «Бог есть Троица в Единице и Единица в Троице». Арий стал резко возражать епископу и обвинил его в ереси (савелианстве). Возник спор, который не привел к общему согласию. Для окончательного разъяснения был назначен публичный диспут. С этого диспута и ведет свое начало арианская ересь.

Это учение не было чем-то новым или неожиданным. Многие из проповедуемых Арием идей высказывались и раньше (к примеру, тем же Лукианом Самосатским, у которого тот много заимствовал). Однако Арий их отстаивал с таким упорством и даже фанатизмом, что ересь эта по праву получила свое название от его имени. В своем толковании этого фундаментального христианского догмата Арий исходил из понятия о Боге как совершенном единстве, а все иное, что действительно существует, он называл чуждым Богу по сущности, имеющим иную, свою собственную, сущность, поскольку завершенность божественного бытия исключает всякую возможность того, чтобы Бог сообщал или уделял Свою сущность кому-либо другому. Отсюда следовал вывод, что Слово или Сын Божий, как ипостась, как действительно сущий, безусловно и всецело чужероден и неподобен Отцу. Сын-Слово был создан из ничего в качестве посредника в деле миротворчества и поэтому не совечен Отцу. Иначе оказалось бы два «Безначальных», т.е. «два начала», и истина единобожия была бы отвергнута.

В этом проявилось несоответствие между иудейским Ветхим Заветом и Новым, содержащим элементы эллинистической философии и таинства мистериальных восточных религий. Вопрос о том, как примирить недвусмысленные и неоднократные указания Ветхого Завета на то, что Бог един, со столь же недвусмысленными свидетельствами Нового Завета о Троице, был вызван широким распространением в конце II в. еретических учений. Сложность проблемы заключалась в том, что само Священное Писание не давало прямых ответов на этот вопрос. В апостольских посланиях Иисус Христос мыслился как вочеловечившийся Бог, но суть этого Боговоплощения подробно ими не разбиралась.

 



 
PR-CY.ru