Все же мудрость почиталась превыше всего: это тот стержень, на котором должны строиться человеческие взаимоотношения, та основа, на которой держится весь мир. Господь имел мудрость началом пути своего, мудрость родилась тогда, когда Бог еще «не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной». Мудрость и знания лучше золота и «ничто из желаемого не сравнится с нею».

Мудрое, правильное отношение к миру предполагает признание того, что времена всегда одинаковые. Мудрый человек знает, что мир не меняется, как не меняется и сама человеческая природа: «что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». Мудрый человек будет не противиться, а подчиняться естественному ходу событий, ибо – всегда «всему свое время», «время рождаться и время умирать»; «время разрушать и время строить»»; «время плакать и время смеяться»; «время любить и время ненавидеть». И во все времена мир может держаться только на трех основаниях – законе, богослужении и благотворительности.

Этические и правовые нормы, мировоззрение и психология древних евреев оказали исключительно большое влияние на развитие мировой культуры и становление общечеловеческих моральных ценностей, а также на формирование религиозных систем, возникших после иудаизма, – христианства и ислама.

После смерти Соломона религиозное и политическое единство было разрушено, а в 587 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иерусалим и Храм, а часть населения насильственно переселил в Вавилон. Таким образом, вместе с единым государством была нарушена и целостность единого народа. Началась эпоха рассеяния. Но именно в изгнании выработалось чувство иудейской общности. Новый владыка Востока, персидский царь Кир, разрешил в 538 г. до н.э. евреям вернуться в Палестину и восстановить Храм, который вошел в историю под названием Второй Храм. Иерусалим стал религиозным центром иудаизма, включая евреев диаспоры, которые приносили пожертвования и платили каждый год налог в пользу храма.

Верхушка общества перенимала достижения материальной и духовной культуры хананеев, финикийцев, египтян, знакомилась с утонченной чужеземной жизнью. Однако междоусобные столкновения и углубляющиеся процессы имущественной дифференциации ослабляют распавшееся на две части Израильское царство, что становится особенно опасным перед лицом экспансии окрепших завоевателей – египтян, ассирийцев, позднее вавилонян. Поэтому в IX–VIII вв. до н.э. на историческую арену выступают пророки, призывающие вернуться к патриархальным нравственным нормам и взаимопомощи, осуждающие рост богатства и предлагающие религиозно-этический идеал как выход из общественных противоречий.



 
PR-CY.ru