Для поклонения богу Яхве царем Соломоном в 945 г. до н.э. был построен храм в Иерусалиме. Внутри храма стены были покрыты золотом, светильники также были сделаны из золота, а внутри стоял золотой жертвенник. Богатыми и роскошными стали облачения священников, особенно первосвященника. Эта традиция убранства жреческого сословия позже была заимствована христианской церковью.

Все слова и речи Соломона отличались мудростью, и многие люди из разных стран и городов приходили издалека, чтобы послушать их, и приносили Соломону богатые дары. Царь Соломон выступал как судья и судил свой народ спокойно и терпеливо. Все его изречения собраны в «Книге притчей Соломоновых». Не исключено, что образ Соломона – собирательный, и ему приписывается народная мудрость, цель которой – воспитать в человеке честь и достоинство. Так или иначе, но на этих изречениях воспитывались многие поколения иудеев. В наставлениях – стремление научить человека жить по законам человеческого общежития: «кто роет яму другому, тот упадет в нее», «притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце» и т.д. Заповеди Соломона реалистичны, сформулированы с позиций здравого смысла и не предполагают невозможного: «не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда твоя рука в силе сделать его», «не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе» и т.д. В этих заповедях вложена забота не только об обществе в целом, но и о каждом человеке, в них затронуты самые важные, «узловые» ситуации в жизни каждого человека. Так, надо проявлять благородство, когда врагу плохо – «не радуйся, когда упадет враг твой», «если голоден враг твой, накорми его хлебом» и т.д. Принцип «все хорошо в меру» – должен быть ведущим и в хозяйственной жизни: «сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; а пресыщение богатого не дает ему уснуть» и т.д. Богатство, сберегаемое владельцем во вред себе, – есть мучительный недуг; и как вышел человек «нагим из утробы матери своей, таким и отходит, и ничего не возьмет от труда своего… Какая же польза ему, что он трудится на ветер?» И, как следствие такого мироощущения, молитва и просьба к Богу: «нищеты и богатства не давай мне».

Иерархия ценностей выглядит следующим образом. «Доброе имя лучше большого богатства», и «лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть», и нет ничего лучшего для человека, чем «есть, пить и веселиться» и «делать доброе в жизни твоей».

Пожелание насладиться жизнью соседствует с признанием несовершенства мира. «Праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем». И в реальности «не проворным часто достается бег, и не разумным – богатство, не храбрым – победа, но время и случай для всех их», и «всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть».

Мир устроен так: мудрый умирает наравне с глупым, и о мудром так же, как и о глупом, не остается памяти у тех поколений, которые будут позже. Хотя преимущества мудрости перед глупостью очевидны – оно такое же, как «преимущества света перед тьмою», тем не менее «во многой мудрости много печали; и кто умножает познание, умножает скорбь». Ибо «суета сует – все суета».

 



 
PR-CY.ru