Иудейская традиция приписывает Давиду сочинение псалмов, объединенных позже в книге Псалтырь. Сам ли он сочинял, или ему помогали – не столь важно, но важно то, что у многих восточных народов древности именно царь имел право петь псалмы у жертвенника. Сами по себе торжественные песнопения тоже не являются в Израиле чем-то необычным, хотя здесь они отличаются большим жанровым разнообразием и эмоциональным подъемом. В них есть и хвала Богу, и мольба, и проникновенные жалобы, и проклятия врагам, а, кроме того, исторические обзоры, брачные песни, философские монологи. Но главное – это страстная мольба, обращенная к Богу, и безмерно превосходящего человека, и бесконечно близкого и благого к нему.

Вероятно, что проницательный пророк Самуил видел и даже учитывал эти слабые стороны нового царя, когда согласился уступить другому человеку верховное управление страной. Возможно, он рассчитывал видеть в Сауле только красивую марионетку, храброго, но послушного солдата, за которым тенью маячит непоколебимый пророк. Если были такие расчеты, то они оправдались: Саул при жизни Самуила был лишь орудием более сильной воли, чем его собственная. Пока Саул беспрекословно подчинялся приказаниям деспотического духовного отца, ему разрешалось выступать перед толпой в своей призрачной короне, но стоило ему отступить от велений тайного руководителя, как Самуил сломал кукольного царя: втайне назначил Саулу преемника в лице Давида и отказался видеть его впредь и оплакивал его как мертвого.

Но Самуил, пророк и судья, подготовил создание единого царства. Раннее израильское царство было типичным для того времени: во главе стоял царь-воин, который считался с мнением старейшин. Саул (1030–1010 гг. до н.э.) был первым царем Израиля, ему наследовал Давид (1010–970 гг. до н.э.), который объединил и расширил царство Израиль и сделал его столицей Иерусалим. Его сын Соломон (970–931 гг. до н.э.) унаследовал могущественное и процветающее государство и построил иерусалимский Храм, который представлял собой по типу сооружения зиккурат. В нем теперь находился ковчег Завета. Окрестные народы или племена были превращены в союзников или данников, с египетской державой поддерживались дипломатические отношения, царство пользовалось миром и безопасностью. Создание израильского царства по времени совпадает с распадом мощной империи хеттов. Не исключено, что международная ситуация во многом способствовала становлению нового царства.

Сыну Давида, царю Соломону, приписывается авторство другого замечательного литературного памятника – книги «Екклесиаст». Само название означает просто «Сборник» (от греч. «ekklesia»), но авторство книги, в немалой степени, способствовало почитанию Соломона в последующие века не только иудеями, но также христианами и мусульманами, величайшим мудрецом. Но величие самой книги состояло не столько в ее содержании, сколько в ее настроении: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем… Нет памяти о прежнем; да и в том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после… И оглянулся я на все дела мои, которые делали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!»

 



 
PR-CY.ru