После возвращения иудеев из Вавилонского пленения и восстановления Храма положение и регламентация обязанностей ааронидов и левитов были окончательно закреплены. В современном иудаизме священнослужители делятся на собственно священнослужителей – коэнов (мн. ч. – коханим), потомков Аарона и его сыновей, и священников-левитов – потомков колена Леви. Это деление уже не играет большой роли; существует лишь одно исключение: коэнам не разрешается жениться на разведенных женщинах. Прочие же иудеи называются «народ Израиля» или просто «Израиль».

Однако главная мысль, заложенная в образе Моисея, это не реальность чуда, а мессианская идея. Мессианские верования составляют важную часть иудаизма, поскольку окончательная цель божественного промысла виделась в торжестве Израиля, из среды которого явится Спаситель – Мессия (буквально «помазанник»). Но его появлению будут предшествовать смутные времена, которым Мессия в борьбе положит конец, после чего наступит Царство Божие. Вот почему наиболее драматические моменты в истории еврейского народа понимались как «предвещающие времена», «родовые муки» Спасителя и порождали вспышки мессианизма, «дабы ускорить конец времен».

Идея мессианства никогда не покидала евреев, поэтому образ Моисея является одним из самых колоритных в истории. Он вдохновлял творчество многих художников и писателей. Да и сам образ этого пророка, скорее всего, – плод фантазии не одного, а многих древних писателей, поскольку легендарный вождь евреев не только не вписывается в современную для него действительность, но и содержит в себе ряд противоречий и просто нелепостей. Более того, сам Исход евреев из Египта подвергается сомнению. Но без этой идеи теряет смысл и вера иудеев, и их культура.

После смерти Моисея возглавил народ Иисус Навин. Под его водительством израильтяне завоевали Ханаан. Завершив завоевания, они стали быстро переходить от скотоводства к земледелию и мирной жизни бок о бок с хананеями. На протяжении нескольких веков у них не было централизованного государства, и каждая община, каждое племя жило своей жизнью. В исключительных случаях, когда возникала угроза иноземного завоевания, верховная власть поручалась судьям – военным предводителям, которые в течение двух столетий вели войны против филистимлян (палестинцев).



 
PR-CY.ru