14. Постпрагматизм Якова Фельдмана как кривое зеркало неореальности.

Развитие средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, газета и т.д.) отражает существенные сдвиги в механизме действия современной культуры. Внедрение новых информационных связей и компьютеризированных сетей ярко показывает, что печатная и электронная продукция с каждым днем охватывает все большие и большие слои общества. Мир стоит сегодня на пороге перестройки массово-информационных процессов, а вопрос о распространении и восприятии культуры посредством средств массовых коммуникаций приобретает сейчас особую актуальность.

Культура становится все более массовой, и в этой ситуации философия оказалась в тупике, потому что вынуждена ограничить свой стиль мышления. Появление такого феномена, как виртуальное пространство требует иного решения основного вопроса философии – отношения сознания к бытию. Поэтому появилась и новая научная дисциплина – философия науки, которая пытается решить проблему роста (развития) научного знания.

Постмодернистские феномены, не имеющие названия, размывают границы самого объекта философии, а попытки решить новые проблемы философскими методами приводят к концепциям хоть и оригинальным, но не дающим решений основных вопросов философии. Одной из таких концепций, пытающейся дать новые ответы на старые вопросы, является концепция постпрагматизма Якова Адольфовича Фельдмана. В своей книге «Философ на пляже» он выделил три подхода к решению вопроса «Что есть философия?»:

- философия как определенный вид мышления;

- философия как определенный тип познания;

- философия как определенный тип духовного производства.

Признавая, что мир состоит из двух параллельных миров: мира идеальных конструкций и мира материальных фактов, – философ задает «вопросы самой большой важности», обозначает «вечные» вопросы: Бог; свобода и необходимость; прошлое – будущее; духовное – материальное; идеальное – материальное. Признавая, что истина не одна, что истин много, потому что есть неустранимая субъективность, Я. Фельдман вербализует давно известное – всякое познание возникает из ситуации, которая осознается как конфликт.

В предлагаемой им модели философствования существуют потребители, трансляторы и авторы. Им соответствуют стратегии и роли: обыватель = потребитель; инженер = транслятор; ученый = автор; философ = странник; философ = инвайдер. При этом философ выделяет следующие познавательные стратегии: 1) странник, 2) аутсайдер, 3) инвайдер.

Стратегия «странник» заключается в том, что человек, начиная простым потребителем (зрителем), поднимается до транслятора (преподавателя), а затем до автора (защищая диссертацию), и уходит в новую отрасль науки, начиная опять студентом (потребителем).

 



 
PR-CY.ru