Художественный принцип постмодернизма в социальных науках проявляет себя в множественности оснований социального мышления. Отсюда социализм и капитализм в равной степени рассматриваются как основания общественного строя, что выливается в модели китайского рыночного социализма, в том, что не имеет названия. Тогда как для классической социологии капитализм и социализм были альтернативами, а в постклассическом обществознании рассматривались уникальные модели советского социализма, а также арабского, африканского, которые мало были похожи одна на другую.

Для классического принципа фундаментализма есть модернистская параллель – целостность. Если для классических представлений часть и целое соотносится в рамках здравого смысла, то физика микромира вынудила по иному рассматривать эти соотношения: целое и часть стали рассматриваться как равноправные. По отношению к объекту идея клонирования, голографического отображения, когда в каждой части целого содержится это целое, также приобретает постмодернистское звучание. В рамках современного постмодернистского мышления идея виртуальной реальности находит отражение в снятии самой проблемы целого и части: часть претендует на статус целого, а целое есть часть. Притом остатки целостности сохраняются, сосуществуют с частным в некоем виртуальном качестве. Соотношение социального целого и части принимает неопределенный характер: целое как будто есть, и как будто его нет.

Постмодернистские феномены не имеют названия. Виртуальная природа этих феноменов неуловима для называния, так как это требует определенности, фиксации. Если же названия появляются, они имеют малообъяснимые номинации типа «габитуса».

Постмодернизм не просто более изощренная новейшая методология социального познания, но и объективная характеристика социальной реальности. Постмодернистское понимание порядка конституируется из хаоса. Это не просто упорядоченный хаос, а определенное отношение к хаосу, как к своеобразной разновидности порядка. Это позволяет сохранить стабильность в условиях казалось бы дефицита упорядоченности.

Развитие общества осуществляется в виде трансформации как сочетание несочетаемого: консерватизма и либерализма, социализма и капитализма, модернизации и традиционализма, прогресса и регресса. Многозначность является чертой постмодернистского общества (и постмодернистского метода).

Важной чертой постмодернистской ментальности является игровое отношение к миру. В постмодернизме сложилось свое, особое понимание игры – как открытое для направленности движение, свободная от целеполагания трансформация. Это игра процессом изменения, игра вариантами развития. Не жесткая направленность, обусловленная целеполаганием, а свободная игра, комбинация возможностей. Однако игра – не хаос, не анархия. В игре есть правила, которые разделяют играющие. Исход игры непредсказуем, но сам ход игры упорядочен. Условность игры переносит рациональность на иной уровень, придает ей иной характер. Экономические, социальные отношения тоже могут объясняться игровой методологией.

 



 
PR-CY.ru