Итак, важнейшим положением концепции Юнга стало раскрытие категории «коллективного бессознательного» как наследуемой структуры психического, представляющей собой совокупность архетипов. Можно выделить следующие пункты его концепции:

а) «Коллективное бессознательное» – это родовая память человечества, итог жизни рода; оно присуще всем людям, передается по наследству и есть основа индивидуальной психики и ее культурного своеобразия. Архетипами «коллективного бессознательного» Юнг называл познавательные модели и образы (образцы), которые всегда сопровождают человека и являются в определенной степени источником мифологии. Полем исследования для Юнга были разнообразные феномены культуры: литература (Шиллер, Ницше), философия (античная, эллинистическая), мифология и религия (восточные верования), история культуры, а также экзотические ритуалы и мистические аспекты культуры.

б) Юнг уделял значительное внимание анализу проблемы «мышление и культура». Он утверждал, что есть два типа мышления: логическое и интуитивное. Логическому отдает приоритет европейская (западная) культурная традиция. В традиционных же обществах логическое мышление развито слабее, здесь мышление осуществляется не в словесных рассуждениях, а в виде потока образов. Интуитивное мышление непродуктивно для развития современной индустриальной культуры, однако оно незаменимо для творчества, мифологии и религии.

в) Интуитивное мышление необходимо человеку, ибо оно устанавливает баланс между сознанием и «коллективным бессознательным». Согласно положениям теории Юнга, человеческая психика представляет собой целостное динамическое единство сознательных и бессознательных процессов. В традиционных культурах высоко ценится опыт сновидений, видений, галлюцинаций и ритуалов с экстатической составляющей, дающих возможность вступать в контакт с «коллективным бессознательным» и удерживать равновесие сознательного и бессознательного.

г) В историю науки Юнг вошел изучением камерных культурных феноменов, в частности анализом особенностей содержания сновидений, поиском в них архетипического смысла, исследованием случайных совпадений одномоментных событий, не связанных друг с другом. Он объяснял это синхронностью и связывал с архетипами, проявлявшимися одновременно ментально и физически. Эти архетипы дают человеку доступ к абсолютному знанию.

К психологическим концепциям можно отнести и анализ цивилизации Гербертом Маркузе (1898–1979). Среди основных его работ следует назвать «Эрос и цивилизация» (1955), «Одномерный человек» (1964), «Конец утопии» (1967). Именно рассмотрение двух фундаментальных инстинктов в человеческой природе (Эроса и Танатоса) явилось отправным пунктом рассуждений Г. Маркузе. Удовлетворение влечения к жизни и влечения к смерти невозможно в цивилизованном мире, который подавляет их посредством моральных норм, совести и использует их, организуя определенным образом, например, в форме труда. Структура психики человека как раз и отражает эту организацию, где «Оно» отвечает за принцип удовольствия, «Сверх-Я» – принцип реальности, посредником, мостиком между двумя мирами является «Я».

 



 
PR-CY.ru