Эти содержания обнаруживались, прорывались в особых психических состояниях, которым были подвержены некоторые наблюдаемые им пациенты, – состояниях психического транса. Ученый считал, что подобные состояния характерны не только для психически больных, но и для пророков, поэтов, мистиков, основателей религиозных сект и движений, обладающих интуицией, «далеко превосходящей сознательный ум», когда к их собственному голосу примешивается идущий из глубины голос как бы другой личности. Архетипы воздействуют на сознание человека, появляясь как бы вдруг, и в то же самое время они не подвержены влиянию со стороны сознания.

Юнговская теория бессознательного получила название «глубинной психологии». С точки зрения Юнга, бессознательное реально существует. Оно всегда активно проявляется внутри нас и в отношениях между людьми. Но эта психологическая реальность не может быть познана. Бессознательное включает в себя не только субъективное и индивидуальное, вытесненное за порог сознания, но, прежде всего, коллективное и безличное психическое содержание, уходящее корнями в глубокую древность. Мы лично или коллективно всегда находимся под влиянием этой неосознанной энергии. О бессознательном мы ничего не можем сказать непосредственно, т.к. оно не осознается нами. Это может проявляться в сновидениях, произведениях искусства и литературы, воображении, мечтах. Результат проявления психического всегда есть сплав самых разнообразных факторов: это и работа нашего сознательного «Я», и личностные неосознанные комплексы, и влияние коллективного бессознательного. Из всего этого возникают поступки, идеи, любые массовые движения и коллективные действия.

Бессознательное непроизвольно воспроизводит символы, которые основаны на эмпирической реальности, но не являются знаками, представляющими эту реальность. Знак лишь указывает на нечто, а символ подразумевает нечто большее. Эти схемы-символы Юнг и называет «архетипами», которые действуют в человеке инстинктивно. Их нельзя осмыслить и адекватно выразить в языке, их можно только описать. Совокупность этих архетипов является не мертвым осадком, а живой системой реакций, которая невидимо определяет все в нашей жизни.

Учение об архетипах позволило К. Юнгу расширить представления о внутреннем психическом мире человека. Так, например, если безумие объяснялось раньше одержимостью бесами, которые вселяются в душу извне, то у Юнга оказывалось, что весь их «легион» уже есть в душе, и при определенных обстоятельствах они могут одержать верх над «Я» – одним из элементов психики. Душа каждого человека содержит в себе множество личностей, и у каждой из них имеется свое «Я».

Тем самым Юнг доказал, что человек – единственное существо, которое является проблемой для самого себя. Он хотя и является частью природы, но все же выходит за ее пределы. И сегодня особенно остро стоит проблема гармонии самого человека. Без осознания себя как личности, некоей целостности невозможен дальнейший прогресс. А все это предполагает познание самого себя. По мнению Юнга, личность можно понять лишь через рассмотрение ее социокультурного окружения, сформировавшего ценности, вкусы, идеалы, установки.

 



 
PR-CY.ru