Бессознательная сфера, заполненная сексуальными влечениями, является двигателем и определяет всю психику. Все интересы, побуждения, все вторичные влечения – суть не что иное, как трансформированное половое влечение. Здесь наблюдается так называемый пансексуализм З. Фрейда в психологии.

Он совершенно игнорирует социальную обусловленность содержания психики и возникновение на основе условий социального существования ряда стремлений, побуждений и чувствований, сводя все к сексуальности, которая, по его мнению, – источник всяческой активности человека.

Позднее З. Фрейд включил в психоанализ и еще один инстинкт, лежащий, по его мнению, наряду с сексуальным в основе поведения человека, – инстинкт смерти, природную агрессивность как стремление к уничтожению либо других, либо себя. Он назвал его «Танатос» – в противоположность древнегреческому Эросу – любовному, жизнеутверждающему стремлению.

З. Фрейд подменил проблему смерти проблемой рождения. Понятие «смерть» и «рождение» при этом сливаются воедино, а задача культурологии в рамках классического психоанализа может быть обозначена как исследование трех важнейших этапов, рождения-смерти субстанциональной системы «человек-культура»:

1. Культура рождения вместе с первым прачеловеком как система его фобийных проекций, функционально распадающаяся на свод провоцирующих запретов и набор навязчивых ритуалов их символического нарушения.

2. Культура поворачивается своей продуктивной стороной, выступая в качестве отработанной веками программы вочеловечивания, символического ряда «древних соблазнов», приманок индивидуаций. Она пробуждает в поле памяти ребенка прадревние, архетипические переживания при помощи их символического реального или же фантазийного повторения в период раннего детства – в сказках, играх, сновидениях.

3. Культура проявляет себя исключительно репрессивно. Ее целью является защита общества от свободного индивида, отринувшего и биологические, и массовидные регуляторы, а средством – тотальная фрустрация, перегонка свободы в чувство вины и ожидания кары, толкающее индивида либо к обезличенности массовидных идентификаций, либо – к аутоагрессивной невротичности, либо – к агрессии, направленной вовне, что усиливает культурное давление и усугубляет ситуацию. Культура консолидируется в качестве врага любых проявлений человеческой индивидуальности.

З. Фрейд разработал универсальную методологию контроля за мерой репрессивности культуры, названную им «метапсихологией». Согласно его системе, человеческую культуру можно разделить на два элемента:

1. Накопленные людьми знания и умения, позволяющие овладевать силами природы и взять у нее все то, что необходимо для удовлетворения человеческих потребностей;

2. Институты, необходимые для упорядочивания человеческих взаимоотношений.

 



 
PR-CY.ru