Историки лишь принимали как таковые наблюдаемые явления исторического порядка, приводя их в систему по принципу причины и действия, что, по сути, являлось перенесением методов естествознания в сферу истории. Они считали исчерпывающим историческое познание, иллюстрирующее характер эпохи социальными, религиозными, художественными явлениями. Но, по глубокому убеждению Шпенглера, феномены духовно-политического характера являются только выражением, меткой, принявшей формы душевной стихии культуры. Поэтому целью историка должно стать изучение этих проявлений «морфологического сродства», не ограничиваясь областью каких-либо фактов, а погружаясь в глубочайшие научные, художественные, философские, религиозные, социальные идеи греков, индусов, арабов, западноевропейцев. Шпенглер требует от историка понимания языка живых форм истории, понимания мира как истории в противоположность миру как природе. В качестве методов исторического исследования он предлагает те же средства, которые служат раскрытию загадки развивающихся явлений, – наблюдение, аналогия, вживание, «непосредственная внутренняя уверенность», «точная чувственная фантазия».

Стремясь освободить историческое познание от методов естественных наук, чье бурное развитие способствовало укоренению естественнонаучного метода мышления в области гуманитарного знания, Шпенглер демонстрирует несоизмеримость мира истории с совокупностью законов, форм и систем. Если в природе имеет место необходимость причины и действия, то в жизни существует необходимость судьбы – логика времени, которая составляет суть всей истории в ее противоположности миру природы. Таким образом, через идею судьбы, которая предстает человеческому взору как однократность, уникальность, неповторимость всего случившегося, Шпенглер утверждает релятивизм (т.е. возвращение к исходному) в истории.

В его культурологической концепции проявилась общая тенденция отхода от ценностей классической философии и стремление к новому осмыслению культуры. Критика рационализма и панлогизма классической философии культуры, соприкасающаяся с идеями «философии жизни», осуществляется Шпенглером в единстве с реализацией идеи построения «морфологии всемирной истории». Его культурологический проект разворачивается на пути перехода от спекулятивной классической философии культуры к постклассическим концепциям, к культурологизированию. Утверждение Шпенглером многообразия исторических типов культур, неприятие европоцентристских установок, спекулятивных конструктов способствовали преодолению абстрактного культурфилософствования. Во главу угла ставится не философское теоретизирование, а мифотворчество, господство образов, художественное мировосприятие. Жизнь в богатстве всех проявлений (политических, экономических, художественных, этических) объявляется единственным достойным предметом культурно-исторического анализа.

 



 
PR-CY.ru