Он называет его «европейничаньем» и выделяет три формы:

- искажение быта;

- заимствование учреждений;

- взгляд на внутренние и внешние дела с европейской точки зрения.

Данилевский высмеивает все заимствования: нигилизм, аристократизм, демократизм, конституционализм. Он считал, что процесс консолидации славян должна провозгласить Россия как мощная государственность, «не подвергавшаяся онемечиванию и отуречиванию». На основе четырех видов деятельности: религиозной, культурной (научной, художественной, технической), политической и экономической – он определяет перспективы развития будущей общеславянской культуры.

Теория культурно-исторических типов Данилевского была направлена против европоцентристских концепций, представлений о линейном, одномерном характере исторического процесса. Данилевский дает развернутую критику европоцентризма, показывает, что этот подход не объясняет историю народов Востока и России, превращает их в приложение к европейской истории. Европа, по его мнению, есть поприще романо-германской цивилизации – одна из нескольких великих цивилизаций в человеческой истории. Отождествление европейской цивилизации со всемирной основано на ошибочной точке зрения, благодаря которой лишь одна цивилизация рассматривается как прогрессивная и созидательная в противовес остальным, статическим и несозидательным. Вместо моноцентризма Данилевский предлагает концепцию полицентризма культурно-исторических типов, вместо линейности – многовариантность развития. Он утверждал, что у каждого народа своя история, культура, свой национальный дух. И потому всем стремиться к одному и тому же не стоит. Данилевский считал, что установление всемирного господства одного культурно-исторического типа приведет к деградации культуры, станет гибельным для человечества, поскольку это лишило бы человеческий род элемента разнообразия – необходимого условия развития и совершенствования. Он осуждал Запад за то, что тот под видом общечеловеческих ценностей навязывает всему миру свою культуру.

Данилевский осуждает господствовавшие исторические теории за неправильное понимание отношения национального к общечеловеческому, за разделение истории на древнюю, среднюю и новую. «Какое дело Китаю, Индии до падения Западной Римской империи?» – писал он.

Книга Н.Я. Данилевского «'Россия и Европа» оказала большое влияние на западную философию культуры и философию истории XX века. Наиболее известным последователем Данилевского на Западе был немецкий философ Освальд Шпенглер (1880–1936). Основной труд Шпенглера «Закат Европы» был написан им в 1918–1922 гг. под непосредственным впечатлением от Первой мировой войны. Книга определила умонастроение западной интеллигенции XX века.

 



 
PR-CY.ru