Предотвратить, задержать проявление этих негативных факторов можно с помощью процессов воспитания. Считая, что человек изначально акультурен, зол по своей природе, Руссо ставит перед воспитателями проблему преодоления этого зла. Не согласен он и с гуманистами, считавшими человека венцом творения. Более того, гуманизм, по его мнению, вреден, ибо ведет к воспроизводству зла. Так складывается репрессивная модель воспитания, через которую человек должен овладеть многочисленными запретами. Важнейшим репрессивным элементом культуры является язык, через который в психику человека входят эти запреты. Поэтому, чем меньше человек будет знать о том, как функционирует язык, тем лучше, и знакомить ребенка с языком нужно в последнюю очередь. Еще больший вред несет обучение иностранным языкам, т.к. они разрушают внутреннюю структуру сознания, зафиксированные родным языком запреты, и ведут к двоемыслию.

Занимаясь проблемами воспитания, Ж-Ж. Руссо первым обратил внимание на то, что существуют мужская и женская культуры. Женщина по сути своей всегда хранитель, воспроизводитель уже известного, но не творец. В силу своего конформизма она может пожертвовать любыми нравственными принципами ради своих близких, и это, как утверждает Руссо, говорит об изначальной аморальности женщины, отличной от аморальности мужчины. Поэтому он предлагает исключить женщин из процессов воспитания, отбирая из-под их опеки детей с трехлетнего возраста, воспитывая их в военных коллективах. Лишь после усвоения и закрепления у них моральных норм, в возрасте тридцати лет, их можно снова допускать к женщинам.

Для французского Просвещения и его концептуализации в понятии «цивилизация» характерен социоцентризм. В эпоху Просвещения расцветает жанр утопии, ориентиром для его создателей служило «естественное» или «природное» состояние общества. Жан-Жак Руссо предлагал идеал общества, не ведающего частной собственности и угнетения, используя этот идеал для критики современного ему общества. При этом научные и философские воззрения ложились в основу этих произведений.

Просветители выступали за свободу человека, за новые социальные отношения, связывавшиеся с зарождением капитализма. Само название «эпохи» говорит о стремлении нести свет знаний в массы необразованного народа. Просветители стремились достичь этим общественной гармонии, считая, что человека портит неправильно, неразумно организованное общество. Следовательно, достижение социальных целей предполагает союз общества с наукой.

Возвышенные идеалы отражали процесс разложения феодальных устоев, закончившийся Великой французской революцией. Такие представители эпохи, как Вольтер и Дидро, считали, что все социальные беды – от непросвещенности монархов. Они были убеждены в том, что изменение социальных условий должно изменить и самого человека.

 



 
PR-CY.ru