6. «Классическая модель» культуры в европейской философии.

Особенность осмысления культуры с позиции философии состоит в том, что культура рассматривается здесь сквозь призму человеческого бытия в культуре и человека как феномена культуротворчества. Философию культуры интересуют не столько объективные процессы и механизмы самоосуществления культуры, сколько влияние культуры на человека.

Осмысление проблем культуры в рамках философии начинается уже с античности, в философии Нового времени переосмысливается античное и средневековое понимание культуры. Новое время (XVII–XIX вв.) демонстрирует целый ряд философских теорий культуры. Понятие культуры здесь разрабатывается в контексте философского рассмотрения вопросов познания и метода, рационального устройства общества и т.д. И постепенно перемещается в центр философских интересов. Однако ее актуализация связана, прежде всего, с просветительской «философией истории», занимавшейся интерпретацией исторического процесса и исторического познания. В плане философии культуры наиболее интересные идеи выдвигаются в философии Просвещения. Просвещение – особый исторический период, предшествующий буржуазным преобразованиям, в частности, в Англии, Франции, Германии. XVIII век отнимает у религии монопольное право на истину о мире и человеке и весьма решительно настаивает на суверенности человеческого разума. Совершенно очевидно, что философия Просвещения оперирует с категориями, которые позволяют развивать учение о культуре: природа, общество, человек, разум, познание. Но эти категории одновременно являются и общефилософскими. Они позволили просветителям XVIII века развить идеи исторического процесса и сформулировать вопросы о целях, движущих силах и смысле исторического развития. Естественно, что и ответ на эти вопросы выводился из принятых общефилософских посылок. Так формируется «классическая модель культуры», которая позволяет рассматривать культуру как результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных общественных отношений.

В философии Просвещения сложилась натуралистическая модель, рассматривающая культуру как закономерное звено природной эволюции, воплощающее развитие способностей «природного человека». Французские философы Просвещения взамен понятия «культура» чаще используют понятие «цивилизация», которая трактуется как проект идеального социального устройства; немецкие просветители связывают понятие «культура» с личностным развитием человека. Так называемая «классическая модель» культуры складывается в XIX веке, ее формирование знаменует отказ от натуралистических тенденций. Человек здесь провозглашается субъектом и творцом культуры, а культура личности выводится из надындивидуальной культурной реальности. В целом, культура отождествляется с саморазвитием человека и общества. В качестве главного приобретения Просвещения XVIII века исследователи называют рассмотрение культуры, имея в виду французского философа Жан-Жака Руссо, итальянского мыслителя Джамбаттиста Вико и немецкого философа Иоганна-Готфрида Гердера. Этими мыслителями преодолевается установка XVII века на автономного познающего субъекта, как и вытекающая из нее ориентация на «очищение», «совершенствование» человеческого разума.

 



 
PR-CY.ru