5. Лесли Уайт и выделение культурологии в самостоятельную область гуманитарного знания.

Американского ученого Л. Уайта называют «крестным отцом» культурологии, потому что ему принадлежит большая заслуга в том, что она получила признание в качестве самостоятельной науки и свое нынешнее название. Именно он ввел само понятие «культурология». В его трудах высказаны идеи, лежащие в основе современной информационно-семиотической теории культуры.

Теоретическая концепция Л. Уайта берет за основу не проявление культурных феноменов в отдельных группах или сообществах, а делает упор на развитии культуры человечества в целом. Он утверждает, что понятие культуры категориально, и, будучи интегративной системой, она не совпадает с обществом и социальной системой, а имеет свои особенности, несущие специфику человеческого бытия.

В предложенном Уайтом «культурологическом» подходе культура рассматривается как «внешняя» по отношению к источнику идей. Он соглашается в частности, что идея лежит в основе изобретения огнестрельного оружия, но говорит, что это ничего не объясняет, потому что сами идеи не объясняются. Относительно положения, что «культура состоит из абстракций», он говорит, что те, кто придерживаются этой точки зрения, упускают из виду, что абстракции – это концепции. Концепция же разрабатывается ученым наблюдателем, в мозгу которого она существует. Это не имеет отношения к реальности культуры. Уайт утверждает, что не существует такой вещи как «материальная культура» — это просто «затвердевшее человеческое поведение».

К культуре он относит класс предметов и явлений, имеющих символическое значение. Это может быть произнесенное слово, каменный топор, фетиш, отношения с тещей, произнесение молитвы, святая вода, участие в голосовании, соблюдение субботы и т.д. Эти предметы и явления могут быть рассмотрены в различных контекстах: в физическом, химическом, анатомическом, физиологическом, психологическом, культурологическом и даже астрономическом. Но любой из них может быть рассмотрен с точки зрения отношения к анатомическим, физиологическим, психическим процессам, происходящим в человеческом организме, т.е. в соматическом контексте, а также с точки зрения их отношения к другим предметам и явлениям, т.е. в экстрасоматическом контексте. В первом случае их можно назвать «человеческое поведение», а науку, их изучающую, – «психология»; во втором – их можно назвать «культура», а соответствующую науку – «культурология». Для обозначения этого класса предметов и явлений Лесли Уайт вводит неологизм – «символат». Любой символат может быть рассмотрен в разных контекстах.

Уайт указывает, что человеку свойственна уникальная способность к символизации – способность придавать вещам, явлениям, процессам значение, смысл. Благодаря этому они могут выступать не только как объекты, но и как символы, носители вложенного в них смысла. Предметы, рассматриваемые в этом аспекте, предстают в качестве знаков и текстов, несущих социальную информацию. Их-то Уайт называет «символическими предметами», или «символатами».

 



 
PR-CY.ru