Культурология как история культуры должна выявить глубинные слои человеческой психики, которая говорит на языках прошлого, а средства для реконструкции культурологического космоса как способов самовыражения глубинного «Я» черпаются из художественных арсеналов. Во всех этих случаях неизменным остается пафос системности культурологического поиска – целостность, интеграционная основа общества, рассмотрение истории как пересечения творческого самовыражения «Я» и культурной традиции в духовном пространстве этноса.

Рассматривая культурологию в системе гуманитарных наук, невозможно не учитывать представления о ценности вообще и моральной ценности в частности. При этом для культуры как социального явления основополагающими являются понятия культурной статики и культурной динамики . Первое понятие описывает культуру в состоянии покоя, неизменности, повторяемости; второе – как процесс, движение, изменение. К культурной статике можно отнести внутреннее строение культуры и ее формы. К динамике относят те средства и процессы, которые описывают метаморфозы культуры.

В культурной динамике можно выделить несколько основных типов возникновения и существования феноменов культуры:

- культурогенез – т.е. процесс порождения новых форм культуры и их вхождения в социальную практику;

- наследование традиций – т.е. процесс трансляции (передачи) уже существующих в социальной практике явлений от одного поколения к другому, а также отмирание явлений, утративших социальную актуальность;

- диффузия культуры – т.е. процессы распространения образцов культуры в пространстве и во времени, их заимствования и внедрения в новые культурные системы;

- трансформация форм культуры – т.е. процессы их модернизации, развития, а также деградации вплоть до исчезновения из социальной практики;

- системная трансформация – т.е. процессы исторической изменчивости целых систем культуры, такие как эволюция, волновая изменчивость, распад, слияние и т.п., за время их существования.



 
PR-CY.ru