ж) Трансформация культуры – интенсивный процесс обновления в обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия, придание нового смысла традициям через заимствование извне. Однако заимствованные элементы подвергаются качественному изменению, в результате чего происходит синтез.
2. Совокупный социальный опыт совместного проживания и адаптации людей в конкретных природных и исторических условиях – основное содержание культуры всякого общества. Формы его проявления:
- продукты и результаты любой целеориентированной деятельности;
- нормы взаимоотношений между людьми;
- социально-политическая и экономическая организация;
- религия;
- образование;
- все виды творческой активности и т.п.
Особые формы накопления опыта: традиции, нравы, обычаи, язык, система культурных кодов и образов, ценностные ориентации и т.п., но более всего – корпус исторически сложившихся «культурных текстов», специально аккумулирующих и систематизирующих опыт и знания. Сюда входят: трансляция следующим поколениям социального опыта консолидации, совместного проживания, выживания и развития данного общества, т.е. социальное и культурное воспроизводство этого общества как устойчивой социокультурной целостности, системы принятых в нем порядков и норм, его культурной специфики.
Главные институты подобной трансляции:
- традиции (транслирующие наиболее древние и устойчивые образцы преимущественно символического поведения людей);
- воспитание (транслирующее основную массу норм межличностного бытового общения, основы языка и главные культурные коды и нормы, необходимые для практического социального выживания);
- образование – общее и специальное – (транслирующее комплекс минимальной общенаучной и общегуманитарной эрудиции и глубокие специальные знания в какой-то выделенной области);
- просвещение (демонстрирующее эталонные образцы гуманитарной культурной эрудиции личности) и др.
3. Социально-историческое воспроизводство общества как целостного социального организма с присущей ему культурной спецификой. Сущность проблемы:
- культурная специфика как продукт истории данного общества и накопления его социального опыта;
- социальное воспроизводство общества, возможное только посредством соответствующего воспитания его субъектов (социализации и инкультурации).