Коллектив живет, в основном, разумом, способен мыслить логически, а действовать – упорядоченно и осознанно. Однако четкой границы между толпой и коллективом провести невозможно, так как существуют скопления людей, являющиеся промежуточным звеном между толпой и коллективом. К ним в основном относятся организованные толпы, образованные (в отличие от классической толпы), не стихийно, а собранные, как и коллектив, вполне сознательно, но (в отличие от коллектива) не имеющие общих доминирующих чувств. Это, например, разного рода собрания, манифестации, митинги и т.п., которые (при определенных условиях) могут переродиться как в стихийную толпу, так и в осознанно действующий коллектив. Чувства, как уже доказано наукой, это волны определенного (в зависимости от испытываемого чувства) диапазона. Волновой диапазон (длина волн) и сила испытываемых чувств определяют соответственно окраску и глубину эмоционального (чувственного) состояния человека. Интересы – это продукт, т.е. определенные программы мыслительного процесса каждого человека, а любой мыслительный процесс (работа мозга) также является волновым. Например, интересы-программы в области ядерной физики (в зависимости от определяющих чувств конкретного человека) могут быть им реализованы либо для военных, либо для мирных целей, а интересы-программы в области химии (в зависимости от доминирующих чувств) могут быть направлены на создание лекарств или на создание химического оружия, и т.д. Толпе, в первую очередь, присущи общие чувства - несущие волны, способные (при определенных условиях) входить в резонанс, результатом которого могут быть многократно усиленные общие бессознательные действия-программы. Некоторые психологи, анализируя поведение толпы, уже применяют слово «резонанс», и это вполне правомочно и обоснованно даже с научной точки зрения. Коллективу, в первую очередь, присущи общие интересы – модулирующие волны, способных (при определенных условиях) входить в резонанс, результатом которого могут быть многократно усиленные общие сознательные действия программы.

До сих пор мы рассматривали статические формы и типы культуры. Но нет такой культуры, которая не изменялась бы. Это тем более характерно для современной культуры, которая вся есть движение. Поэтому со всей остротой встают такие проблемы, как культурная ассимиляция, инкультурация, социализация личности и т.д.



 
PR-CY.ru