Культурно-исторические типы, выделяемые по социально-функциональным и идеологическим основаниям, это:

а) социально-сословные – культуры социальных классов, сословий, статусных групп, каст и пр.;

б) ценностно-групповые – субкультуры специфических социальных слоев (городская и сельская, гендерная и молодежная, элитарная и массовая, маргинальная и криминальная и т.п.);

в) специализированно-функциональные – «профессиональные» культуры категорий специалистов (инженеров, деятелей искусства, военнослужащих, проституток и т.п.);

г) конфессиональные – общности культурных черт у групп, объединенных единством вероисповедания и церковной организации;

д) светские идеологические – общности культурных черт у определенных социальных групп, объединенных единством мировоззрения, идейных и эстетических течений (культуры консервативная и революционная, либеральная и тоталитарная, авангардистская и постмодернистская, розенкрейцерская и масонская и т.п.).

Говоря об исторической типологии культуры, необходимо пояснять, во-первых, обстоятельства и причины появления данной проблематики, а во-вторых, ее место в философской и культурологической мысли. Впервые «культурно-исторические типы» были выделены, теоретически обоснованы и в определенной мере конкретно описаны русским мыслителем Н.Я. Данилевским, однако широкое распространение идея особых исторических типов культур получила лишь благодаря успеху книги О. Шпенглера «Закат Европы». В обстановке тревоги за будущее гуманистических ценностей, идеалов разума и свободы, в ситуации мирового общего непонимания и зародилось стремление концептуально, теоретически осмыслить новую историческую реальность в культуре.

В этой роли и выступила теория локальных цивилизаций или замкнутых культур. В ней доминировало настроение критики европоцентризма. Но постепенно проявилось и новое настроение – возврат к европоцентризму в теориях модернизации, противопоставивших современную западную культуру традиционным цивилизациям. С другой стороны, возникла потребность найти «точку соприкосновения», нечто общее, что есть в разных культурных традициях и что способно их все объединить. Во всех этих случаях необходимо было пересмотреть классическую «линейность» в понимании развития мировой культуры, которая дала явную «трещину». К анализу концепций культуры мы вернемся в следующей теме, а пока остановимся на общих ее характеристиках. И одной из основных является характеристика культуры как социального явления.



 
PR-CY.ru