а) Диатропическая модель. Ныне нарождается такая познавательная модель, которая названа диатропической, где взамен представлениям о приспособлении, господствовавшим у Ламарка и Дарвина, появляется не менее важный феномен – разнообразие. Пока биология имела дело только с единичными фактами, а не с их рядами, заметить это было невозможно. Представления о рядах, меронах и рефренах дали возможность осознать, что законы многообразия носят универсальный характер, не зависящий прямо от материальной природы объектов, составляющих то или иное множество.

б) Коэволюционная модель. Еще одной активно формирующейся ныне во многом на основе биологических идей познавательной моделью является коэволюционная, в фундаменте своем базирующаяся на эволюционной парадигме. Она разделяет ряд идей, присущих организационной, системной, самоорганизационной, диатропической моделям, но при этом не сводится ни к одной из них, представляя собой устойчивый самостоятельный методологический конструкт.

Через историю всей человеческой цивилизации проходят две взаимоисключающие стратегии отношений человека и природы: установка на покорение природы и установка на смирение перед ней. Катастрофическое нарастание экологического неблагополучия на Земле в наши дни способствовало осознанию ограниченности и тупиковости обеих этих стратегий. Все яснее становится понимание того, что нельзя делать ставку только на антропогенные или только на витальные, природные факторы. Лишь учет их органического взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости, лишь четкое понимание закономерностей их сопряженности, коэволюции может стать залогом успешной разработки новой стратегии отношений человека, общества и природы. Впервые обратил внимание на эти закономерности В.И. Вернадский, сформулировавший свою концепцию перехода биосферы в ноосферу.

Новая коэволюционная познавательная модель, возникающая в конце XX века, станет мощным источником новых исследовательских программ – новой философии природы, новой философии человека, новой философии науки, новой философии культуры. В истории философской мысли феномен жизни не раз становился предметом для фундаментальных размышлений о характере познания, судьбах человеческой культуры и цивилизации. Можно отметить, что анализ мира жизни служил основанием для создания ряда познавательных моделей. Разработка философии жизни имела существенное значение в рамках философской традиции. Основная идея «философов жизни» в том, что «один лишь разум, прежде считавшийся универсальным «органом философии», недостаточен для выработки целостного мировоззрения. Его место должно занять философствование, вытекающее из полноты жизни, даже (резче говоря) философия, вытекающая из полноты переживания жизни». Философия жизни применительно к человеческому бытию получила свое разностороннее развитие в экзистенциализме, персонализме, философской антропологии.

 



 
PR-CY.ru