18. Десемантизация культуры.

Тип речи, к которому относится приветствие, это речь в соответствии с правилами этикета. А так как понятие этикета соотносимо с понятиями обряда или ритуала, сама речь называется ритуальной. Она произносится для того, чтобы не выйти из социума, — и в этом ее целевая установка: «Я помню правила игры и по ним играю». Человек, который отвечает на приветствие, делает то же самое. Это обмен знаками принадлежности к одному сообществу, т.е. напоминание о себе как о члене этого сообщества.

Так как кроме фиксации индивида как члена сообщества больше никакой информации приветствие не несет, то, следовательно, тексты типа «Доброе утро», «Спасибо» (т.е. сокращенное от «Спаси Бог») потеряли свое непосредственное значение. Это лингвистическое явление носит название десемантизация. «Семантика», как мы говорили, – область лингвистики, изучающая смыслы слов и словесных конструкций, «де» – латинская приставка со значением движения в обратном направлении. Десемантизация – это распад, уменьшение или редукция смысла. Десемантизация – процесс, в соответствии с которым определенный текст начинает частично или полностью терять свое значение. Само значение существует, его можно найти в толковом словаре, можно восстановить в своем сознании, но в речи оно не проявляется. Говорящий это значение (скажем, пожелание добра в первой половине дня) его не передает, а слушающий его не воспринимает.

Процесс десемантизации происходит с любым текстом в одной и той же ситуации, т.е. когда он часто произносится. Если текст многократно повторяется, он начинает терять свой смысл, а не увеличивать его. И это одно из немногих универсальных коммуникативных правил, которые практически не знают исключений. Например, плакаты советских лет: «Слава КПСС!», «Народ и партия едины!», «Коммунизм – светлое будущее человечества!». Их много раз видели и много раз читали глазами, но часто никто не вдумывался в смысл этих текстов. Они были знаками вне смысла, потому что явление десемантизации на них распространилось в полной мере.

Десемантизация текста распространяется и на случаи бытовой коммуникации. Вспомните, как вы первый раз поздно пришли домой и вас начали ругать родители – это на вас произвело сильное впечатление. Когда же это произошло в десятый раз, вы просто не услышали нравоучений, что легко объяснимо: направленный на вас текст успел десемантизироваться. Если один раз сказать маленькому ребенку: «Будешь есть кашу, вырастешь сильным, как Шварценеггер», – он вам поверит. А если повторять ему это каждодневно, он кашу есть перестанет, а к вам начнет относиться неприязненно, потому что в текст, который вы ему адресуете, никакой достоверный смысл не вложен. Когда одно и то же слышишь много раз, мозг перестает декодировать входную информацию, как уже обработанную, и начинает отдыхать, что очень опасно, потому что средний человек и так использует свои интеллектуальные ресурсы не более чем на 17%, следовательно, мыслительная деятельность требует постоянной стимуляции.

 



 
PR-CY.ru