13. Информационно-семиотическая концепция культуры

Информационно-семиотическая концепция культуры указывает на культуру как на огромную совокупность знаков – культурных кодов, в которых воплощается (кодируется) содержащаяся в ней информация. Данная концепция исходит из трех основных положений:

а) Культура есть мир артефактов. Деятельность – это способ существования человека. С ее особенностями и связана специфика человеческого образа жизни, которую призвано фиксировать понятие культуры. Ее важнейшие отличительные особенности:

- для человека характерно сознательное и свободное целеполагание, которого нет у животных;

- человек сам создает и совершенствует средства деятельности, а животные пользуются данными им природными средствами.

б) Культура есть мир смыслов. Человек вносит в артефакты свою «человечность», т.е. «опредмечивает» в них свои представления. Исследователи выделяют три основных вида смыслов:

- знания (когнитивные смыслы) – информация о свойствах объектов действительности;

- ценности (ценностные смыслы) – характеристики объектов с точки зрения их соответствия потребностям и интересам человека;

- регулятивы (регулятивные смыслы) – правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность.

в) Культура есть мир знаков. Будучи носителями смысла, артефакты становятся знаками. Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков.

Учитывая все сказанные аспекты культуры, можно сформулировать еще одно краткое определение, выражающее ее сущность. Культура – это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью созданных людьми знаковых средств. Ведущая роль в этом принадлежит языку.



 
PR-CY.ru