12. Семиотика и культурная семантика.

Одной из наиболее важных проблем современного общества является проблема коммуникативной нестыковки, непонимания. Одинаковые инструкции, приказы сотрудниками различных филиалов одной и той же фирмы или корпорации в разных странах понимаются и выполняются по-разному, поскольку эти люди принадлежат к разным культурам. Даже в рамках одной культуры в коллективе люди довольно часто не могут понять друг друга, хотя относятся к одной возрастной группе. Дело в том, что у каждого человека в рамках определенной культуры складывается свое фоновое культурное знание. Зачастую оно не осознается, поскольку складывается «естественным образом». Это фоновое культурное знание представляет собой ассоциации и символы, при помощи которых воспринимается ощущение и впечатление их в усредненной форме восприятия мира. Здесь проявляется такое понятие, как «семиотика культуры».

Под семиотикой культуры понимается совокупность знаковых средств, с помощью которых кодируется социальная информация. Понимать какую-либо культуру – значит понимать ее семиотику, улавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них (словом «текст» в культурологии называют не только письменное сообщение, но и любой объект, рассматриваемый как носитель информации). Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику. Синтактика изучает отношения между знаками и их составляющими. Семантика изучает отношение между означающим и означаемым. Прагматика изучает отношение между знаком и его пользователями. Для изучения культуры под этим углом зрения исследователям нужен иной концептуальный подход – информационно-семиотический.



 
PR-CY.ru