Современная наука о культуре невозможна без учета достижений психоанализа. В частности, существуют два направления, посвященные решению вопроса содружества культур в рамках единой общечеловеческой:

1. Теория полилинейности развития. В данном случае историю развития человечества представляют как историю развития изолированных друг от друга, замкнутых культур.

2. Теорию однолинейности развития. В этом случае подразумевают, что культуры всех стран и народов развиваются по одному пути. При этом одни страны вырываются вперед, а другие – отстают в развитии, но рано или поздно они достигнут уровня более развитых цивилизаций.

Обе позиции слишком категоричны. С одной стороны, культура как мир образов, символов, духовных ценностей уникальна для каждой цивилизации. С другой стороны, существуют элементы культур, более или менее одинаковые для всех народов. Это происходит потому, что любая культура – это мир, созданный человеком, мир, обусловленный человеческим сознанием. Всякая культура содержит в себе нормы, которые определяют подлинно человеческие нормы поведения. Эти нормы А. Кармин назвал «культурными универсалиями». Именно благодаря им возможна интеграция общемировой культуры, хотя между различными типами цивилизаций существуют и различные культурные установки, которые могут стать существенным, если не фатальным, препятствием в дальнейшем развитии культурного процесса.

Благодаря образам, сформированным под влиянием природных и политических факторов, делают каждую цивилизацию, каждую культуру самобытной и неповторимой. Исходя из этого, можно утверждать, что, несмотря на общие тенденции развития культурного процесса всего человечества, каждая народность, каждый социум должен прийти к решению этой проблемы самостоятельно, учитывая опыт других стран, но моделируя его согласно своей ментальности. Поэтому изучение культурных архетипов, которыми оперирует наше сознание и которые передаются на генетическом уровне, невозможно изучение взаимодействия культуры и цивилизации.



 
PR-CY.ru