Поскольку культура исторична и творима, является совокупностью созданных человеком исторически зафиксированных и уникальных артефактов, то развернутое определение культурологии может быть дано исходя из конкретного понимания культуры. А поскольку культура в целом является диалогом локальных культур, то специфика культурологии как самостоятельной науки определена не столько предметом (им может быть любой продукт человеческой деятельности или природа, освоенная этой деятельностью), сколько особым взглядом на предмет, особой стратегией гуманитарного исследования. Исходя из этого, предлагается двухполюсное деление корпуса культурологических наук: историческая культурология (культура как творчество, культура как диалог культур, типология культур, реконструкция образов культуры – актов культуры) и консервативная культурология (музееведение, охрана, консервация и реставрация историко-культурных объектов – фактов культуры). Но граница между этими двумя типами культурологического знания прозрачна. Факт культуры (например, текст), обращенный к тому, кто его воспринимает, всегда творится заново читателем, зрителем, слушателем, теперь уже являющимся соавтором исторического автора. Тем самым текст как факт культуры вновь становится актом культуры. Но и акт культуры может стать на время фактом культуры, музейным экспонатом, окаменевшим произведением, т.е. текстом, или уйти в запасники.

Существует проблема индивидуальной интепретации культурных образцов. Составляющие проблемы культурной компетентности личности таковы:

а) знание социальных норм проживания и взаимодействия с людьми, принятых в данном обществе;

б) знание культурно-ценностных ориентаций, характерных для данного общества;

в) знание языков социального общения и обмена информацией в этой среде;

г) знание краткосрочных параметров моды, символов престижности и т.п., характерных для данного общества в настоящее время.

Творчество выделяется как особая форма самореализации личности в культуре. Акцент на воспитательную функцию в образовании стал неизбежен: возникла необходимость в адаптации к новым условиям жизни, развития процесса социализации ребенка, модернизации содержания форм, методов, условий воспитания. Воспитательная среда сегодня является открытым пространством взаимодействия, которое обеспечивается атмосферой доверия, принятия каждого человека таким, какой он есть. Вершиной такого уровня взаимодействия является возникающее у всех ее участников чувство успешности, свободы, творчества. При этом предоставление свободы должно сочетаться с формированием у детей чувства ответственности за свои поступки, и чем выше это чувство ответственности, тем шире должны быть возможности выбора.

 



 
PR-CY.ru