Духовная культура включает в себя миф, религию, нравственность, искусство, философию, науку. Миф – первая древнейшая форма культуры. Он создает формы, средства символического мышления, здесь все условно. Миф как бы очеловечивает явления природы и сводит их к человеческим представлениям и видениям. Религия выражает потребности человека в причастности к основам бытия. С помощью религии человек обожествляет уже не саму природу, а природные силы, дух, свободу, творчество. Понятие нравственности возникло тогда, когда исчезли мифологические представления о мире. В это время появляются такие понятия, как совесть, долг, стыд, честь и другие нравственные регулятивные понятия. Искусство – это выражение потребностей человека в образно-символическом мышлении. Искусство, по сути, создает для человека его вторую реальность. Именно благодаря искусству существует архитектура, живопись, театр и т.д. Философия стремится выразить отношения человека и явления природы в форме мысли. Наука – это система знаний о развитии природы, общества и мышления.

Говоря о духовной культуре, необходимо выделить и такие ее составляющие, как культурная норма, обычаи, традиции, обряды, ритуалы, творчество и т.д. Традиция – это одно из важнейших понятий в культурологии. Накопление и передача человечеством культурных и социальных знаний во времени, т.е. от поколения к поколению, и есть традиция.

Часто в отдельную категорию выделяют моральные ценности как одну из основных категорий нравственного сознания. Оценка поведения всегда производится в соответствии с определенной системой ценностей. Обычно моральные ценности представлены в некоторой иерархии: высшие – низшие, общечеловеческие – групповые и т.д. Теоретики морали настаивали на абсолютном и априорном (т.е. доопытном) характере нравственных ценностей. Так, Виндельбанд стремился преодолеть кантовский дуализм явления и вещи в себе за счет введения понятия априорных общезначимых трансцедентальных ценностей. Их постижение, собственно, и является предметом философии, которая основана на оценочных суждениях и познании должного. На объективном характере ценностей настаивал Шелер, согласно которому, в основе иерархии всех ценностей лежит абсолютная ценность бесконечного личного духа. Но поскольку дух не может существовать без жизненного порыва (чувственного, практически деятельного отношения к реальности), существуют и относительные эмпирические формы проявления абсолютных начал всех ценностей. Это такие ценности, как приятное и связанное с ним полезное, здоровье, духовная красота и справедливость, истина и святость.

Итак, мораль – это такой вид общественных отношений, который регулирует поведение человека в обществе. Ее отличие состоит в том, что моральные нормы выступают как всеобщие, охватывающие специфику человеческого в человеке. Мораль включает в себя исторически складывающиеся идеалы и принципы, связанные с поведением людей. Они возникают в каждом обществе стихийно и зависят от различных обстоятельств: особенностей трудовой деятельности, оседлого или кочевого образа жизни, господствующей религии и других конкретно-исторических реалий.

 



 
PR-CY.ru