Культурные ценности всегда формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. Этот отбор обычно требует сакрального (т.е. священного) обоснования, закрепленного в той или иной религиозной традиции. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологиям относятся с пренебрежением, в другом они постоянно совершенствуются, чтобы соответствовать требованиям времени. В одних обществах войну ненавидели, в других считали ее благородной деятельностью. Нормы той или иной культуры закрепляются не только в религиозной традиции, но и в юридическом праве. Всегда легче определить, что является нормой в той или иной культуре, гораздо сложнее определить культурные универсалии. Этим занимается социология культуры, а также антропология. Некоторые антропологи считают, что эти культурные универсалии формируются на основе биологических факторов. К ним относятся наличие двух полов, беспомощность младенцев, потребность в пище и тепле, возрастные различия между людьми и т.д.

Все культурные особенности обусловлены историей определенного общества. Поэтому нельзя судить о них в отрыве от истории их развития и факторов, которые на них повлияли. Все культуры должны способствовать удовлетворению определенных физиологических, психологических и социальных потребностей, хотя удовлетворяются они в разных обществах по-разному. В каждом обществе возникает часто тенденция судить о других культурах с позиции превосходства собственной. Такой подход называется этноцентризмом. Его принципы находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, стремящихся обратить «варваров» в свою веру. Он характерен и для деятельности первых антропологов, которые были склонны сравнивать все культуры со своей, считая ее самой передовой. Этноцентризм часто связан с ксенофобией, т.е. страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям. Но изучить собственную культуру невозможно, не поняв культуру других народов. Познание культуры – это всегда диалог культур, культурная коммуникация, как во времени, так и в пространстве. По выражению М. Бахтина: «Культура всегда лежит на границах с другими культурами». Поэтому для культурологии как науки наиболее соответствующим считается компаративистский анализ, который позволяет посмотреть на различные культуры не как на статичные, законченные образования, а как на меняющиеся под влиянием времени и социальных трансформаций. Он дает возможность учитывать взаимодействие и взаимовлияние культур. С точки зрения компаративистики история культуры не обязательно может быть представлена во всей полноте. В каждом ее фрагменте заметны черты не только своей, но и чужой культуры. Поэтому акцент может быть сделан не на систематичности, а на изменениях и связности культур, на их репрезентативной (воспроизводящей) представленности.

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов:

 



 
PR-CY.ru