4. Культура индейских цивилизаций доколумбовой Америки.

Еще задолго до появления европейских завоевателей-конкистадоров у народов Южной и Центральной Америки возникли свои цивилизации и государства с развитой культурой. Но в ходе испанской колонизации самобытная культура индейских племен была разрушена. До наших дней сохранились только некоторые археологические памятники и немногочисленные религиозные тексты. Свидетельства эти очень неполные, но их значение тем более трудно переоценить.

Существует лишь несколько «письменных» источников индейцев: рукописей, состоящих из пиктографических рисунков и иероглифов; текстов, написанных латинскими буквами на местных языках вскоре после завоевания. Исследователям приходилось обращаться к испанским источникам, наиболее ценным из которых является «Всеобщая история Новой Испании» францисканца Бернардино де Саагуна (1500–1590). Есть и археологические источники: стелы, барельефы, фрески, статуи богов, различные сооружения, среди них несколько величественных религиозных ансамблей, как святилище инков Мачу-Пикчу, открытое в 1911 г. Они свидетельствуют о существовании трех великих цивилизаций: майя, ацтеков и инков.

Государство ацтеков образовалось на территории современной Мексики. Название «ацтеки» происходит от названия их легендарной прародины Ацтлана, располагавшейся на высокогорном плато на северо-западе Центральной Америки. Первоначально кочевые охотники, они в XIII в. обосновались в долине Мехико, заселенной оседлыми земледельцами. Здесь ацтеки освоили культурное наследие земледельческой и миролюбивой культуры Теотихуакан и воинственных, кровожадных тольтеков, выработавших военизированную культуру. Основав столицу в Теночтитлане (на месте современного Мехико), они покорили соседние народы и образовали империю, которая в конце своего существования заняла всю Северную Мексику. Своих наибольших размеров она достигла при Моктесуме II (1466–1520), как раз накануне завоевания Мексики Кортесом. Разрушение Теночтитлана в 1521 г. означало конец империи ацтеков.

Тольтеки, создав миф о Кетцалькоатле, легитимизировали теократическое царство, оправдали человеческие жертвоприношения, создали образ золотого века и верили в пришествие Спасителя. Согласно мифу, бог-творец Кецалькоатль правил в раю, расположенном в Толлане (иначе – Тула), где все было исполнено плодородия, доброты и красоты. Все изменилось, когда у Кецалькоатля появился соперник, Тескатлпока, бог кровожадный и воинственный. Он изгнал Кецалькоатля из его царства и установил человеческие жертвы. Толлан пришел в упадок, и война стала необходимостью. Однако Кецалькоатль обещал вернуться, чтобы восстановить свое царство. На основе этого мифа многие индейцы принимали конкистадоров за богов-освободителей.

Ацтеки выработали наиболее цельное представление о мире (космологию). Они считали, что земля – диск, окруженный водой, расположенный в центре вселенной и разделенный вертикально и горизонтально. По вертикали выделяли тринадцать слоев в мире, расположенном выше земли, и одиннадцать – в мире ниже земли (хтоническом). Эти миры были похожи на две ступенчатые пирамиды, обращенные вершинами вверх и вниз и соприкасающиеся основаниями. Самая нижняя сфера мироздания называется миктлан – царство мертвых. По горизонтали мир разделяется на четыре части, похожих на сыновей изначального божества и ассоциировавшихся с разными цветами. Красный был востоком, плодородной землей и землей жизни; черный был севером, зимой и ассоциировался со смертью; белый был западом, царством старости и рождения; синий символизировал юг. Однако равновесие четырех частей было нарушено борьбой между Кецалькоатлем и Тескатлипокой.

 



 
PR-CY.ru