Контрольные вопросы
1. Какие этапы выделяют в истории Древней Греции? В чем состоят их основные особенности?
2. Что такое древнегреческий «полис»? Каковы основные черты античного города-государства? В чем отличие его от государств Древнего Востока?
3. Что такое древнегреческий агон, и как он сказывался в повседневной жизни?
4. Каковы основные исторические периоды культуры Древней Греции?
5. Что такое «калокагатия», и почему она выступала как основа греческого воспитания?
6. Что такое «катарсис»?
7. В чем состоит объективно-историческая основа консервативности античного мировоззрения – политического и нравственного?
8. Назовите выдающихся деятелей литературы, архитектуры и скульптуры, прославивших Древнюю Грецию. Охарактеризуйте их основные произведения.
9. В чем состояли достижения науки и философии Древней Греции? Назовите ее выдающихся представителей в этих отраслях знаний.
10. Расскажите о древнейшей цивилизации на Апеннинском полуострове и охарактеризуйте ее культуру. Назовите известные вам памятники культуры Древнего Рима.
11. Охарактеризуйте в целом культуру Древнего Рима. Каков ее вклад в мировую культуру?
12. Каковы исторические особенности культуры Древнего Рима?
13. Как развивалась римская литература? Назовите основные жанры и литературные памятники Древнего Рима.
14. Почему гражданская доблесть и героический патриотизм стали одними из главных ценностей, завещанных античным миром позднейшим поколениям? Приведите примеры.
15. Как соотносились в античном мире гражданский идеал и общественная практика? Чем объяснялось такое соотношение?
16. Что такое классический принцип в исторической жизни античного мира и в его искусстве? Приведите примеры.
17. Каковы основные черты античной культуры?
18. Почему предметы античного быта в большинстве своем совершенны? Чем было вызвано это стремление к совершенству?
19. Расскажите, как возникло и распространялось христианство.
20. Каково влияние неоплатоников и гностиков на искусство поздней античности и последующих веков?
21. Как христианские апологетика и догматика усваивали и видоизменяли ценности античной культуры?
22. Почему многовековые ценности античной культуры не смогли противостоять христианству?
23. В каком отношении христианство можно рассматривать как шаг вперед в развитии культуры, а в каком – как шаг назад?