4. Причины и следствия возникновения христианства.

Идейный, идеологический, религиозно-философский климат в Римской империи на рубеже эпох представлял собой очень пестрое сочетание самых различных верований и культов, как явных, так и тайных. В этом своеобразном «коктейле» выкристаллизовывалось христианское вероучение, и уже во II в. н.э. на смену разнообразным общинам приходит строгая церковная организация.

Успехам такой универсальной религии, каким было христианство, во многом должна была содействовать политическая объединенность античных народов под сенью римской власти; последствием было то, что римский гражданин осознавал себя гражданином мира. Патриотизм, который раньше привязывал человека к его национальным богам, мало-помалу испарился и исчез. А с исчезновением обаяния национальных религий увеличивалась потребность в такой, которая обращалась бы к человеку как таковому, безотносительно к национальной и племенной принадлежности. Если грек почитал Зевса, римлянин – Юпитера, египтянин – Исиду, то «человек» как таковой мог признать только «Бога» как такового. Если бы религиозные разногласия подчеркивались национальными различиями, христианство могло бы быстро раздробиться на отдельные исповедания. Таким образом, политический космополитизм подготовил космополитизм религиозный.

Последствием политической объединенности было то, что Рим заботился об удобстве и легкости сообщения между отдельными частями империи: было много образцовых дорог, достаточно безопасных, с постоялыми дворами на определенных промежутках. Судоходство торговое (а с ним и пассажирское) покрывало такой же сетью более или менее правильных рейсов все Средиземное море. В городах имелись гостиницы, которые обеспечивали путнику кров и корм, а при наличии определенных рекомендаций и доступ к тому кругу местного общества, который был ему особенно важен и интересен. В этом отношении античный мир был намного общительнее современного. Для христианской проповеди это были большие преимущества: достаточно было новому учению возникнуть где-либо внутри империи, чтобы оно быстро распространилось по всей ее территории. Так, проповедническая деятельность апостола Павла возникла на восточной окраине государства, но распространилась она исключительно в западном направлении; ей легче было покорить дальнюю Испанию, чем перейти границы соседнего персидского государства.

Успеху христианской пропаганды содействовала и внеполитическая организация населения Римской империи, т.к. благодаря ей она везде находила готовые очаги, в которых могла развиваться. Нормальной единицей этой организации была так называемая коллегия, т.е. кружок лиц, объединенных общностью целей. По своему составу коллегии распадались на религиозные, объединенные культом определенного божества, и коллегии профессиональные, которые, впрочем, тоже группировались вокруг культа избранного божества. Особенную важность имели коллегии для общественной жизни низших слоев общества; здесь они объединяли не только отпущенников, но и рабов (впрочем, только с согласия их хозяев). Самым обыкновенным их назначением было обеспечение их членам приличного погребения. Для них у коллегии был свой дом (schola), взимались ежемесячные взносы. Автономия таких коллегий была в различные времена разной; республика вообще относилась к ним доброжелательно, если только они оставались верными своему назначению и не преследовали политических целей.

 



 
PR-CY.ru