Рим на протяжении всей своей истории вел завоевательную политику. Уже к середине III в. до н.э. вся Италия подпала под власть Рима, который был одновременно оплотом земледельческой латинской равнины и торговым пунктом. Поэтому он сочетал в себе два качества: патриотизм сплоченной сельской общины с гибкостью и широким кругозором развитого торгового полиса. Это же сочетание качеств позволило Риму широко воспринимать внешние культурные влияния, не теряя в то же время традиционного своеобразия своего культурного облика. Вся духовная культура раннего Рима представляет собой сложное взаимодействие элементов италийских, этрусских и греческих, и роль греческого элемента была здесь особенно велика. Греческая культура влияла на римскую и непосредственно, через греческие колонии южной Италии, и косвенно, через этрусков. Объединение Италии под властью Рима привело к тому, что языком италийской культуры стал латинский язык. На окском языке литература не сложилась, на этрусском она, по-видимому, ограничилась религиозным и культовым содержанием.

Ранняя латинская словесность была преимущественно устной, почти целиком служила нуждам государства и рода. «Законы XII таблиц» заучивались как основа римской нравственности, лишь верховный жрец вел на белых досках летопись (анналы), где отмечались имена должностных лиц, знаменья, списки побед и поражений – все, что свидетельствовало о милости или немилости богов к римскому народу. Молитвы, оракулы, заклинания имели ритмическую форму. На пирах исполнялись пиршественные песни во славу подвигов предков, в которых выработался стихотворный размер римского эпоса, не метрического склада (как у греков), а тонического. В другой форме римской словесности – игровых представлениях, которые имели первичные формы аттической хоровой комедии, или дорийской фарсовой комедии, сложился стиль, напоминающий позднейшую итальянскую commedia dell arte.

Хорошей школой художественного слова были сенатские речи, застольные песни, театральные представления, исподволь готовившую латинскую словесность для перехода от устного этапа к литературному. Создание римской письменной поэзии связано с общими переменами в жизни Римского государства в середине и второй половине III в. до н.э. После победы над Карфагеном в ходе Пунических войн (пунами римляне называли финикийцев, основавших Карфаген еще во II тыс. до н.э.) Рим впервые ощущает себя мировой державой, равной по значению Македонии, Египту и царству Селевкидов. Карфаген имел соляные копи на побережье Средиземного моря и вел обширную монопольную торговлю солью по всему Средиземноморью. Завладев соляными копями, Рим несоизмеримо разбогател и возвысился в собственных глазах. Появляется забота о международном престиже Рима, что заставило обратиться к средствам литературной пропаганды: на греческом языке появляется первый обзор римской истории, где выставляется на вид троянское происхождение, исконная доблесть и высокие цели Рима.

Тот же рост самосознания побуждает Рим и внешне приобрести облик, достойный мировой столицы. Город обстраивается греческими храмами, учреждает новые пышные празднества по греческому образцу, и в программе этих празднеств театральные представления занимают все больше места.

 



 
PR-CY.ru