В целом для периода, который принято называть классическим, характерно динамическое живое равновесие между высокой нормой, идеалом и повседневной практикой, между интересами общественного целого и интересами отдельного гражданина. Поэтому вместо возвеличивания мифологической традиции наблюдается ее критика и религиозный скепсис. Это сближает Еврипида с современными ему течениями философской мысли. В то время как Софокл энергично отстаивает преимущества врожденной доблести перед добродетелью, вырабатываемой воспитанием, Еврипид занимает в этом вопросе чаще всего противоположную позицию: благородство состоит не в происхождении, а в нравственных свойствах человека. Тот, кто обучен добродетели, не совершит неблаговидного поступка; под рубищем бедняка часто бьется доброе и чистое сердце, а у благородного отца нередко рождается негодный сын. Не представляет абсолютной ценности и богатство; человеку, живущему трудом своих рук, деньги нужны лишь для того, чтобы принять гостей или вызвать врача к больному, а изобилие не спасает от превратностей и ударов судьбы. Поэтому разница между свободным и рабом является только относительной и внешней.

Многочисленные высказывания героев Еврипида на морально-этические темы, полемика по вопросам мировоззрения создали ему еще в древности репутацию «философа на сцене», а современная ему комедия попросту отождествляла его с софистами. Следует, однако, отметить, что многим обязанный софистам в критике традиционной морали, Еврипид недвусмысленно отвергал исходившую от некоторых из них проповедь «сильной личности». Его творчество нашло свое отражение в драматургии Нового времени. Здесь она, несмотря на более сложный уровень общественных и межличностных связей, чем это было в древнегреческих полисах, оказалась особенно ценной благодаря ее интересу к человеку, вовлеченному в противоречивую борьбу страстей и находящемуся перед лицом нравственных требований, которые потеряли для него раз и навсегда заданную однозначность.

Наряду с трагедией популярным жанром была комедия, тоже, вероятно, возникшая также из обрядов в честь Диониса. Сами греки различали древнюю, среднюю и новую комедию. Самым ярким представителем древней комедии является Аристофан. Он был сторонником традиционных полисных идеалов, высмеивал индивидуализм. Средняя комедия, существовавшая в эпоху кризиса полиса, утратила политическую остроту, занимаясь в основном развлечением. Новая комедия (эпохи эллинизма) брала сюжеты из повседневной жизни города, затрагивая иногда политические вопросы. В ней сложился определенный набор сюжетных линий, персонажей, хор утратил свое значение. Наиболее известный ее представитель – Менандр.



 
PR-CY.ru