Идеалы человека и полноценное восприятие жизни, искреннее любопытство ко всему, стремление к гармонии и соразмерности, внутренняя раскрепощенность и открытость в общении с другими народами позволили грекам разработать собственную этику, сочетающую в себе личные, общественные и гражданские идеалы.

Между тем внутри полиса зрели силы, которые должны были привести к кризису афинской демократии. Социальное расслоение постепенно подтачивало основы «совместной частной собственности»: при номинальном равенстве граждан существовала все же огромная разница между, например, богачом Никем, владевшим тысячей рабов, и каким-нибудь мелким земледельцем, имевшем двух-трех рабов, с помощью которых он обрабатывал свой клочок земли. Государство старалось уравнять имущественные различия, возлагая на богатых граждан всякого рода материальные повинности (так называемые литургии) – оснащение военного корабля, оплату расходов по театральным постановкам и т.д., но представители рабовладельческой верхушки все больше тяготились этими обязательствами и искали способы от них избавиться.

Опасность подстерегала афинскую демократию и с другой стороны. По самому своему существу она предполагала развитие в каждом гражданине способности к самостоятельному суждению, чувство ответственности перед собой и согражданами, инициативы и творческих возможностей. Но дебаты в народном собрании, повороты во внешней политике, вызванные переменами сложившейся ситуации, порождали мысль об относительности существующих нравственных и правовых норм, выдвигали на первое место не слепую веру, а анализирующий разум. В философской мысли второй половины V в. до н.э. все настойчивее ощущаются рационалистические тенденции, стремление понять и объяснить мотивы поведения различных индивидуумов, составляющих гражданский коллектив. Едва ли не главную роль в этом процессе сыграли философы, известные под общим именем «софистов», т.е. «учителей мудрости», чьи интересы лежали преимущественно в области общественной практики человека. В своих учениях они отчетливо противопоставляли природу человека созданным им же самим законам, которые могут быть изменены по его же собственному усмотрению. Устами одного из основоположников софистики – Протагора – новое мировоззрение провозгласило «мерой всех вещей» не традиционные, неписаные, богами установленные нормы, а самого человека, свободного в своих действиях и ответственного только перед самим собой. Тезис «человек – мера всех вещей» допускал возможность отрыва человека от общины, противопоставлял его коллективу, вносил в этику ощутимые элементы субъективизма и скептицизма по отношению к существующим нормам. Вопрос о соотношении поведения человека с традиционной полисной моралью и этикой становился в Афинах второй половины V в. до н.э. значительной нравственной проблемой.

 



 
PR-CY.ru