Минойское царство представляло собой типичное протогосударство, имевшее много общих черт с ближневосточным. Его основу составляла государственно-распределительная система хозяйствования с использованием принудительного труда. По форме правления оно являлось теократическим: главой царства был верховный жрец. С именами Миноса и Радаманта связаны первые упоминания о законах, при помощи которых сохранялся древний уклад (запреты на пьянство, чрезмерное обогащение и т.д.), но суд еще не имел государственного значения.

В XIV в. до н.э. Критское царство постигла экологическая катастрофа. В результате мощного вулканического извержения на острове Санторин, расположенного севернее Крита, плодородная земля острова оказалась малопригодной для обитания, а прибрежные города – полностью разрушенными. Одна часть жителей переселились на восточное побережье Средиземного моря: они-то и вошли в историю под именем финикийцев. Финикийцы были хорошими мореплавателями, имели достаточно высокий уровень культуры, умели строить города. Они основали на восточном побережье Средиземного моря город Тир, успешно вели морскую торговлю, соперничая в этом с греками. В Египет они поставляли ливанский кедр и оливковое масло из Греции, не гнушались разбоем, морским пиратством и работорговлей. Финикийцами (от евр. «плиштим» – «вторгшиеся») их прозвали евреи, также стремившиеся овладеть землей между морским побережьем и рекой Иордан. От слова «филистимляне» происходит и название страны – Палестина. Другая часть критян основала колонии в Северной Африке, самой известной из которых стал город Карфаген.

Мощное вулканическое извержение, видимо, произошло между 1364 и 1360 гг. до н.э. Оно же, видимо, послужило и основой для греческой легенды о затонувшей Атлантиде, повлияло и на мировоззрение греков, которые в начале мироздания видели только слепую безликую силу богов, называя ее Хаосом. Гесиод в свое поэме «Теогония» писал, что из земли вышло племя титанов, которыми правил Крон, против него в свое время поднялись его дети-олимпийцы под предводительством Зевса. Гесиод рассказывает о трех поколениях богов. Из Хаоса выделилась Гея (земля), породившая Урана (небо). В этом видно влияние шумеро-аккадской мифологии. Титаны были сыновьями Геи и Урана, т.е. богами второго поколения. Третьим поколением стали дети титанов, олицетворявшие гармонию и мудрость космоса. Местом их пребывания считалась самая высокая гора – Олимп, отсюда их название.



 
PR-CY.ru